• izi.Travel Аудиоэкскурсии
  • izi.Travel Аудиоэкскурсии
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Год своего 90-летия Музей открывает выставочным проектом, рассказывающим о работе по пополнению собрания. Каждый год оно прирастает новыми экспонатами — памятниками, имеющими культурную, художественную и историческую значимость. Каждый из них заслуживает отдельного рассказа. Однако в фокусе нашего внимания — лишь 12 предметов или их комплексов. Все они поступили в коллекцию в последние 5 лет.

Особенность проекта в том, что предметы не образуют отдельной выставки. Они включаются в постоянную экспозицию по одному каждый месяц и маркируются брендированным этикетажем. Прослушайте короткие аудиоинтервью с художниками, дарителями и хранителями музея, чтобы узнать о том, как и почему каждый из них попал в состав музейной коллекции.


4

«Вифлеемская звезда». Знак почетного члена ИППО

21 мая Императорское Православное Палестинское Общество (ИППО) отмечает свое 140‑летие. Оно было учреждено в 1882 году императором Александром III. В настоящее время отделения Общества есть как в России, так и на Святой Земле. Уставом определены три основных направления деятельности общества: церковно-паломническое, внешнеполитическое и научное. С 14 июня 2007 года его Председателем является Сергей Вадимович Степашин. В рамках празднования 85‑летия музея С. В. Степашин передал в коллекцию в качестве дара комплект памятных знаков, учрежденных уже в наши дни Советом общества: почетный знак памяти Великого князя Сергея Александровича, почетный знак памяти Великой Княгини преподобномученицы Елисаветы Феодоровны, почетный знак памяти Василия Николаевича Хитрово, почетный знак памяти Архимандрита Антония (Капустина), почетный знак памяти Алексея Афанасьевича Дмитриевского и знак почетного члена ИППО «Вифлеемская звезда».


3

Статуэтка «Оленёнок», cтатуэтка «Дракон»

Оленёнок
Мастер Ойдуп (?). 1973, Республика Тыва
Агальматолит, резьба

Дракон
Мастер Х. Б. Донгак. 2016
Республика Тыва, г. Кызыл
Агальматолит, резьба, гравировка

Статуэтки выполнены из агальматолита от греческого «агалматос» (украшение, статуя) и «литос» (камень) — мелкозернистой горной породы, представляющей собой непрозрачный минерал с гладкой, «мыльной» поверхностью. У многих народов он используется как поделочный материал. Благодаря мягкой текстуре, агальматолит легко режется ножом.

В Туве залежи агальматолита разрабатываются давно. Здесь его называют «чонар-даш» («мягкий камень»). В прошлом его добыча была связана с особым ритуалом: необходимо было испросить разрешение у Хозяйки Горы. Согласно легенде, в этот камень обратился поверженный в схватке дракон.

Камнерезное искусство — национальное богатство тувинцев. Автор фигурки «Дракон» — известный резчик по камню Донгак Хеймер-оол Байдосович из Кызыла. Статуэтку подарила Музею директор ГУК «Кемеровский областной музей изобразительных искусств» Лариса Ивановна Мызина в честь 85-летнего юбилея нашего музея в 2017 году.


2

Триптих «Древнеегипетская „Книга Мертвых“: Наказание грешников, Ночное плавание, Психостасия»

Марголин Д. С.
Санкт-Петербург. 2013–2014
Бумага, офорт, акварель

Триптих петербургского художника-графика Дмитрия Марголина создан в 2013–2014 году по мотивам «Книги Мертвых» — сборника древнеегипетских заупокойных гимнов и религиозных текстов. Некоторые ученые видят в ней «путеводитель» по загробному миру для души умершего, другие считают, что тексты иллюстрируют древний погребальный ритуал.

История «Книги Мертвых» восходит к тем временам, когда религиозные представления и погребальный ритуал обитателей нильской долины только складывались. Древнейшие из заупокойных текстов были обнаружены в конце XIX в. французским египтологом Г. Масперо на стенах погребальных камер фараонов и получили название «Тексты Пирамид». Они датируются примерно 2350 г. до н.э. В эпоху Среднего Царства (2040–1783 гг. до н.э.) заупокойные надписи, называемые исследователями «Тексты Саркофагов» появляются на внутренних и внешних стенках саркофагов фараонов и их подданных. В эпоху Нового царства (1550–1069 гг. до н.э.) тексты начинают записываться на папирусе и образуют тот корпус, который сегодня известен как «Книга Мертвых».

Название «Книга Мертвых» принадлежит египтологу Р. Лепсиусу. Однако правильнее было бы ее именовать «Книгой Воскресения», так как египетское название «Эр ну перэт эм херу» дословно означает «Изречения выхода в день». Назначение книги — помочь умершему миновать опасности загробного мира, выдержать посмертный суд и вместе с солнечной баркой бога Ра, которая каждую ночь отправляется в загробное царство Дуат, «обновиться», воскреснуть. Книга содержала более двухсот поэтических гимнов и кратких магических формул, посредством которых, как верили египтяне, можно победить смерть и продолжить существование в нестареющем теле на вечно прекрасной плодородной земле в окружении родных и близких. Отправляющимся в царство мрака египтянам хрупкий папирусный свиток давал надежду пройти невредимыми через населенный чудовищами подземный мир — мир змей, скорпионов, призраков и непреодолимых преград.

В одной из глав «Книги Мертвых» повествуется о загробном мире — Дуат. Туда в ладье Месектет каждую ночь отправляется солнечный бог Ра со свитой. Он восседает на золотом троне. Гребцы дружно взмахивают веслами. Ночная ладья плывет мимо погребений, и Ра посылает мумиям животворящий свет. Мертвые выходят из гробниц, приветствуя бога и наслаждаясь его сиянием, славят Ра в хвалебных гимнах.

Главным объектом заупокойного культа является бог Осирис, мудрый владыка Царства Мертвых, вершащий посмертный суд. Кульминационным моментом Суда Осириса является Психостасия — взвешивание сердца покойного на весах, уравновешенных символом истины. От результатов взвешивания зависит судьба умершего.

Помимо «Книги Мертвых» в период Нового Царства имелись и другие тексты, раскрывающие содержание египетского учения о загробной жизни: «Книга Амдуат», «Книга врат», «Книга пещер», «Книга земли». В них повествуется о судьбе приговоренного к наказанию грешника, который обрекается на красочно описанные муки.


1

Немецкая Реформатская церковь на мойке

Иванов В. Н.
Санкт-Петербург. 2017
Холст, акрил, 50х40

Проект стартует в разделе постоянной экспозиции «Протестантизм», где с 28 января экспонируется переданная в дар музею картина В. Н. Иванова с изображением Немецкой реформатской церкви на Мойке.

190000 Санкт-Петербург, Почтамтская ул., 14/5

(812) 315-30-80