• St.Peterburg card
  • izi.Travel Аудиоэкскурсии
  • izi.Travel Аудиоэкскурсии

Долгосрочная программа творческой реабилитации и социальной адаптации слабовидящих и незрячих детей «Светлый мир»

«Светлый мир»

Проект «Светлый мир» создан в соответствии с Методическими рекомендациями по социокультурной реабилитации инвалидов музейными средствами, разработанными реабилитологами Института профессиональной реабилитации и подготовки персонала Всероссийского общества слепых «РЕАКОМП». Данные рекомендации приказом по Департаменту культуры г. Москвы введены в действие с 2010 г. и стали обязательными для исполнения во всех городских музеях.

Цель проекта: социокультурная адаптация слабовидящих и незрячих детей музейными средствами.


Задачи проекта:

· Разработка, апробация и анализ комплексных методик социокультурной адаптации слабовидящих и незрячих детей музейными средствами.

· Содействие творческой самореализации слабовидящих и незрячих детей.

· Формирование адекватного отношения современного общества к слабовидящим и незрячим детям.


Целевая аудитория: Слабовидящие и незрячие дети дошкольного и школьного возраста.


Описание проекта:

«Особые» дети – категория музейных посетителей, нуждающихся в адаптированных музейно-педагогических программах. По мнению специалистов, при полной или частичной утрате зрения теряется от 70 до 90% информации о внешнем мире. Для детей, лишённых возможности познавать мир визуально, доминирующее значение приобретают компенсаторные чувства: осязание, слух, обоняние.


Работа в рамках проекта ведется по двум направлениям:

1. Занятия в интерактивном отделе экспозиции «Начало начал».

Пространство «Начало начал», сконструированное в соответствии с представлениями об универсальном дизайне, позволяет проводить занятия как с обычными посетителями музейно – педагогических программ, так и со слабовидящими и незрячими детьми. Нетрадиционный способ подачи информации позволяет максимально задействовать различные каналы восприятия, апеллируя к эмоциональному восприятию «особых» детей через тактильные ощущения, построение ассоциативных рядов, воображение.

Часть предметов из экспозиции тактильного доступа изготовлена из натуральных материалов, которые легко идентифицируются слабовидящим и незрячими посетителям. Технические возможности пространства, масштаб мультимедиа и размеры реквизита позволяют «особым» детям быть активными участниками образовательной программы.

Апробация программы проходила в 2011 - 2012 гг. при участии педагогов и воспитанников петербургских школ-интернатов IV вида для слепых и слабовидящих детей № 1 и № 2. Планируется публикация методической разработки занятия в сборнике ГМИР.

2. Занятия на основной экспозиции музея.

Освоение основной экспозиции музея недоступно незрячим детям, однако, слабовидящие посетители имеют возможность «общения» с экспонатами соответствующего размера. Сопровождение такого диалога визуальным и звуковым рядом, т.е. обеспечение взаимодействия музейных методик и игровых стратегий, дает «особым» посетителям уникальный опыт переживания музейной экспозиции.

Отделом образовательных программ и музейной педагогики в рамках партнёрского проекта «Подари свет» было разработано адаптированное занятие «Волшебство на Рождество» для интегрированной группы слабовидящих и обычных детей. Оно включает в себя занятие на экспозиции с пением колядок, игры, мастер-класс по изготовлению народной куклы и чаепитие.

Апробация занятия проводилась при участии педагогов и воспитанников петербургской школы-интерната № 2 IV вида, преподавателей и учащихся средней образовательной школы № 232 Адмиралтейского района, а также куратора проектов социальной направленности Дворца учащейся молодёжи при Правительстве Санкт-Петербурга.

Интеграция особых и обычных детей - важный элемент процесса социальной реабилитации. Генеральный директор Института «РЕАКОМП» С. Н. Ваньшин отмечает: «Как ни ценны отдельные специальные занятия для отдельных групп инвалидов или отдельные специально для них созданные музейные выставки, гораздо более продуктивно «открыть» для них музейную экспозицию, предоставив возможность познавать ее вместе со всеми другими посетителями. Только так, чувствуя их эмоции, общаясь с ними, человек, лишенный слуха, зрения, или не способный свободно передвигаться, может получить истинное удовольствие и глубокое удовлетворение от соприкосновения с историей, искусством, техническими достижениями. Совместное восприятие и совместное творчество имеет огромное значение, причем и для больных и для здоровых!».

Содержание и условия реализации проекта «Светлый мир» отвечают потребностям целевой аудитории. Открывая музейное пространство для людей с ограниченными возможностями, мы «способствуем их социализации, психологической реабилитации, расширяем информационные возможности, и, наконец, доставляем им мгновения радости от прикосновения к культурным и историческим ценностям».

Проект «Светлый мир» получил одобрение специалистов по работе со слепыми и слабовидящими посетителями музея-заповедника «Царицыно» (Москва), а также членов Профессионального общественного объединения «Арт-терапевтическая ассоциация» (Санкт-Петербург) и московской школы-интерната № 5.

Дополнительная информация и запись в Отделе образовательных программ и музейной педагогики +7 (812) 315 50 36

190000 Санкт-Петербург, Почтамтская ул., 14/5

(812) 315-30-80