• St.Peterburg card
  • izi.Travel Аудиоэкскурсии
  • izi.Travel Аудиоэкскурсии

Справочник


Моше Бен Маймон

Моше Бен Маймон, Моисей Маймонид, Рамбам (на иврите акроним для Рабби Моше бен Маймон), в русской литературе Моисей Египетский (30 марта 1135 г., Кордоба, Государство Альморавидов (совр. Испания) - 12 (13) декабря 1204 г., Фустат или Каир, Египет) - выдающийся средневековый мыслитель иудаизма.

Около 1148 г. семья Маймонида, вследствие гонений на иудеев со стороны мусульманских властей, вынуждена была покинуть Кордобу. Лишь в 1165 г., после многолетних скитаний по Северной Африке и Палестине, она, наконец, осела в Каире (Египет), где Маймонид, благодаря своей образованности и знанию врачебного дела, вскоре занял видное место при дворе султана Салах-ад-Дина (Саладина), а еще чуть позже стал также главой городской иудейской общины.

К наиболее значимым религиозно-философским трудам Маймонида относятся «Книга Заповедей», «Повторение Торы» и «Путеводитель растерянных».

В «Книге Заповедей» впервые были четко изложены 13 главных догматических тезисов иудейского вероучения, ставших впоследствии своеобразным «символом веры» иудаизма. В тезисах, каждый из которых начинался словами «верую твердо в …», провозглашалась вера в единого и вечного Бога – Творца всего сущего; в богодухновенный характер Торы и ее неизменность; в скорое пришествие Мессии; в воскресение усопших; в воздаяние за земные дела и т. д.

Труд Маймонида «Повторение Торы» стал первым в истории иудаизма кодексом иудейского права, который, будучи написанный простым, доступным языком, помогал верующим быстро найти в Талмуде (комментарии к Торе) правильное руководство при решении любой проблемы.

В книге «Путеводитель для растерянных» Маймонид, опираясь на основные положения греческой философии, сформированные Аристотелем, и идеи таких арабских мыслителей, как аль-Фараби, Ибн Сина, Ибн Баджжа, сделал попытку рационализировать иудаизм, т. е. примирить религию с наукой.

Эти и другие философские труды Маймонида еще при жизни мыслителя вышли за пределы иудейского мира и оказали большое влияние на таких средневековых христианских авторов, как Альберт Великий, Фома Аквинский, Дунс Скот, Иоганн Экхарт. В Новое время знакомство с сочинениями Маймонида отразилось в философских концепциях Варуха Спинозы и Готфрида Лейбница.

В иудейской среде свидетельством большого авторитета Маймонида является тот факт, что его «Книга Заповедей» и «Повторение Торы» до сих пор активно изучаются в еврейских религиозных школах (ешивах), а 13 пунктов «символа веры» иудаизма и по сей день помещаются в иудейские молитвенники. Значимость трудов Маймонида подчеркивает также распространенное в иудаизме изречение: «От Моисея (пророка Священного Писания) до Моисея (Маймонида) не было подобного Моисея».

Экспозиция «Религии Древнего мира: иудаизм и возникновение монотеизма»

190000 Санкт-Петербург, Почтамтская ул., 14/5

(812) 315-30-80