• izi.Travel Аудиоэкскурсии
  • izi.Travel Аудиоэкскурсии

Справочник


Сергий Радонежский

Сергий Радонежский, в миру Варфоломей (1314 – 1392) монах, преобразователь монашества в Православной церкви.

Наиболее известным источником сведений о Сергие Радонежском является один из выдающихся памятников древнерусской словесности - легендарное «Житие Сергия», написанное в 1417-1418 гг. учеником Сергия Епифанием Премудрым, переработанное и дополненное в сер. XV в. Пахомием Логофетом.

Сергий был родом из боярской семьи. Рано постригся и стал отшельником. Стремясь к «строжайшему монашеству», к пустынножитию, основал пустынь на берегу р. Кончуры посреди глухого Радонежского бора, где и построил около 1335 г. небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы. Скоро к нему стали стекаться монахи; образовалась обитель, которая в 1345 г. оформилась как Троице-Сергиев монастырь (впоследствии Троице-Сергиева лавра). Сергий запретил монахам подаяние, поставил правилом, чтобы все они жили от своего труда, подавая им в этом пример. Постепенно слава Сергия росла. В монастырь стали обращаться за помощью и жертвовать ему свое имущество крестьяне, купцы, князья. Терпевший нужду в начале своего существования монастырь, превратился обратилась в один из богатейших в России. Слава Сергия дошла даже до Византии – патриарх Константинопольский Филофей прислал ему с особым посольством крест и грамоту, в которой восхвалял его и давал совет ввести в монастыре киновию (строгое общинножитие). Этот совет стал основанием для реформирования Сергием монастырской жизни. Сергий ввел в основанных им монастырях общинножительный устав вместо распространенного обычая жить в монастыре обособленно, согласно мирского достатка, не собственным трудом добывая пропитание, а на полученные в миру доходы. Новый устав был принят потом во многих русских монастырях.

Велика роль Сергия Радонежского и в общественной жизни Руси того времени. По свидетельству современника, Сергий воздействовал «тихими и кроткими словами», часто примиряя враждующих между собой князей, уговаривая их подчиняться великому князю Московскому. Благодаря вмешательству Сергия Радонежского русские князья объединились перед Куликовской битвой (1380 г.), признав главенство московского князя Дмитрия Ивановича – будущего Дмитрия Донского. Согласно житию перед битвой князь Дмитрий в сопровождении князей, бояр и воевод поехал к Сергию, чтобы помолиться вместе с ним и получить благословение. Благословляя, Сергий предрек князю победу и спасение от смерти, а также отпустил в поход двух своих иноков – Пересвета и Ослябю. Однако, существует версия, согласно которой житийное повествование о благословении Дмитрия Ивановича Сергием на борьбу с Мамаем относится не к Куликовской битве, а к битве на реке Воже (1378г.) и связан в более поздних текстах («Сказание о Мамаевом побоище») с Куликовской битвой уже впоследствии, как с более масштабным историческим событием.

Житие рассказывает и том, как перед Куликовской битвой приблизившись к Дону, Дмитрий Иоаннович колебался, переходить ли ему реку или нет. Только получив от Сергия ободрительной грамоты, увещевавшей его как можно скорее напасть на татар, князь приступил к решительным действиям.

После Куликовской битвы великий князь Московский стал относиться еще с большим благоговением к Сергию и пригласил его в 1389 г.скрепить духовное завещание, узаконивающее новый порядок престолонаследия от отца к старшему сыну.

Кроме Троице-Сергиева монастыря, Сергий основал Благовещенский монастырь на Киржаче, Старо-Голуьвин около Коломны, Высоцкий монастырь, Георгиевский на Клязьме). Более 40 монастырей было основано его учениками.

Сергий скончался 25 сентября 1392 г. Через 30 лет, согласно житию, в 1422 г., были обретены мощи Сергия. В 1919 г. мощи Сергия Радонежского подвергались вскрытию в присутствии специальной комиссии с участием представителей церкви. Останки Сергия были найдены в виде костей, волос и фрагментов грубого монашеского одеяния, в котором он был похоронен. В 1920-1946гг. мощи находились в музее, помещавшемся в здании Троице-Сергиевой лавры. 20 апреля 1946г. мощи Сергия были возвращены церкви.

Почитание Сергия Радонежского возникло раньше, чем появились формальные правила канонизации святых (до сер. XVI в. Русская православная церковь не знала обязательной соборной канонизации). Поэтому нет документальных известий о том, когда и как началось его почитание как православного святого и кем оно было установлено.

Выдающийся русский религиозный публицист Максим Грек (1470-1556)открыто высказывал прямые сомнения в святости Сергия. Причина сомнений была в том, что Сергий, как и московские митрополиты «держали города, волости, села, собирали пошлины и оброки, имели богатства». Некоторые историки считают, что канонизация Сергия Радонежского вместе с Кириллом Белозерским и митрополитом Киевским и всея Руси Алексием

было одним из первых деяний митрополита Ионы (1390-е-1461). В ряде светских энциклопедий указано, что Сергий причислен к лику святых в 1452 г. Светские историки отмечают, что Сергий причислен к святым по политическим мотивамволей великого князя Василия Темного (1415-1462). Великий князьвключил Сергия в число московских святых не специальным актом, а по частному случаю, в договорной грамоте1448 г.

Экспозиция «История русского православия»

190000 Санкт-Петербург, Почтамтская ул., 14/5

(812) 315-30-80