• St.Peterburg card
  • izi.Travel Аудиоэкскурсии
  • izi.Travel Аудиоэкскурсии

Справочник


Скиния

Скиния (др.-греч.σκηνή, «шатёр, палатка») - в иудаизме переносное святилище, построенное евреями во время их скитаний по пустыне. Использовалось как место для принесения жертвоприношений и хранения Ковчега Завета. Послужила прообразом Иерусалимского храма, построенного царем Соломоном В русской традиции в качестве синонима слова«скиния» употребляется «куща»(см. Суккот).

Исходя из текста Торы«И построят Мне святилище, и Я буду пребывать среди них»(Исх.25:8), скиния обладает несколькими функциями. Во-первых, она является местом, где Бог обнаруживает свое присутствиеи откуда он говорит с Моисеем. Во-вторых, служит местом служения Богу, где каждый может приблизиться к Богу и принести искупительную или благодарственную жертву. В-третьих, это место проявления Славы Божией (Шехины). Для всех живших в те времена, когда существовала скиния и Иерусалимский храм, пребывание Славы Божией в храме не было вопросом веры. Люди воспринимали это как жизненную реалию, очевидный факт. Кроме того, скиния служила местом публичного собрания всего еврейского народа и хранилищем высшей национальной святыни Ковчега Завета и свитков Торы.

Согласно Торе (книга Исход) принято считать, что повеление о строительстве Скинии Моисейполучил еще до получения Скрижалей Завета. В книге Исход перечисляются и законы, связанные с тремя предметами, которые должны быть помещены внутри скинии: Ковчег Завета(для хранения Скрижалей), стол хлебов предложения(для хлебных приношений) иминора(светильник). Затем описывается строение самой Скинии. В Торе приводится подробнейшее описание всего, что расположено внутри скинии и всех ритуалов, приводятся законы священников (вплоть до предписания о священнической одежде).

Скинию сооружали около полугода. Когда работы были окончены и все принадлежности скинии были готовы, последовало указание Бога о возведении скинии, освящении ее утвари и помазании в священнический сан. Повествование о строительстве скинии заканчивается описанием спуска Славы Господ на Скинию. Как только Скиния была сооружена, она заняла центральное место среди народа Израиля— в прямом и переносном смысле— как при переходе через пустыню, так и во время стоянок. Расстояние в пустыне между народом и скинией никогда не было больше 2000 локтей, с тем, чтобы в субботу каждый имел возможность прийти к ней для молитвы.

Скинию неоднократно перевозили с места на место. Предпоследним местом ее пребывания был город Гибеон (Гивон). Царь Давид после завоевания Иерусалима построил в городе для Ковчега Завета новую скинию, с тем, чтобы перенести духовный центр в Иерусалим. Ковчег был торжественно доставлен туда. Однако скиния Моисея и медный её жертвенник оставались по-прежнему в Гибеоне, и именно этот жертвенник считался в то время главным. После постройки царем Соломоном Иерусалимского храма(ок. 950г. до н.э.) Ковчег Заветасо всеми принадлежностями скинии был торжественно перенесен туда. С этого времени скиния больше не упоминается. Согласно преданию, она была укрыта в подземном тайнике под Храмом.

Дальнейшая судьба Скинии с Ковчегом Завета до сих пор остается предметом споров, их следы так и не были найдены.

Экспозиция «Религии Древнего мира: иудаизм и возникновение монотеизма».

190000 Санкт-Петербург, Почтамтская ул., 14/5

(812) 315-30-80