• St.Peterburg card
  • izi.Travel Аудиоэкскурсии
  • izi.Travel Аудиоэкскурсии

Справочник


Спас Нерукотворный

Спас Нерукотворный - тип изображения Иисуса Христа: Мандилион (с греч. – «убрус, плащ»), представляющий его лик наубрусе(плате), или Керамидион, представляющий собой лик Христа на «чрепии» (глиняной доске или черепице). В древности в храмах Византии Мандилион и Керамидион обычно изображались друг напротив друга в барабане купола храма. Существуют восточнохристианская и западнохристианская версии возникновения Спаса.

В восточнохристианский вариант уходит корнями в сирийскиесвидетельства IV в. Согласно преданию, Мандилион является первой в истории иконой. Считается, что Нерукотворный образ Христа был запечатлен для царя города Эдессы в Месопотамии (современный г. Шанлыурфа в Турции) Авгаря V Уккамыпосле того, как посланный им художник не сумел изобразить Христа: Христос умыл лицо, отер его платом (убрусом), на котором остался отпечаток, и вручил его художнику.

Плат с изображением Христа долгое время хранился в Эдессе как важнейшее сокровище города. В 787 г. Седьмой Вселенский собор привел плат с отпечатком лика Христа как важнейшее свидетельство в пользу иконопочитания. В 29 августа 944 г. плат был выкуплен у Эдессы императором Византии Константином VII Багрянородным и перевезен в Константинополь. Этот день вошёл в церковный календарь как общецерковный праздник. Реликвия была похищена в 1204 г. из Константинополя во время разграбления города участниками ШМ Крестового похода, а затем утеряна.

Наиболее близкими к первоначальному образу считаются Мандилион, находящийся в настоящее время в капелле Санта-Матилда в Ватикане, и Мандилион, с 1384 г.хранящийся в церкви Св. Варфоломея в Генуе. Обе иконы написаны на холсте, укреплены на деревянных основах, имеют одинаковый формат (приблизительно 29x40 см) и закрыты плоским серебряным окладом, прорезанным по контурам головы, бороды и волос.

Западнохристианский вариант легенды сформировался XIII-XVвв., вероятнее всего, в среде францисканских монахов. Согласно этой версии, благочестивая еврейка Вероника, сопровождавшая Христа в его крестном пути на Голгофу, подала ему льняной платок, чтобы Христос мог отереть с лица кровь и пот. Лик Иисуса запечатлелся на платке. Реликвия, именуемая «плат Вероники» хранится в соборе св. Петрав Риме. Предположительно, имя Вероники при упоминании Нерукотворного образа возникло как искажение латинскогоvera icon(истинный образ). В западной иконографии отличительная особенность изображений «Плат Вероники»— терновый венец на голове Спасителя.

Существуют теории, согласно которой Спас Нерукотворный связывают с другой общехристианской реликвией – Туринской плащаницей, представляющей собой ростовое изображение Христа на холсте. Согласно легенде плат мог на самом деле быть плащаницей, которая не была утеряна во времена крестовых походов, а вывезена в Европу и обретена в Турине.

По некоторым источникам на Русь первые иконы Спаса попали уже в IX в. Древнейшая из сохранившихся икон данного иконографического типа— Новгородский Спас Нерукотворный (вторая пол. XII в.).

Существует несколько иконографических типов (изводов) Спаса: «Спас на убрусе» или просто «Убрус», где лик Христа помещен на изображении плата (убруса) светлого оттенка и «Спас на чрепии» или просто «Чрепие» (в значении «черепица», «кирпич»), «Керамида». По преданию, образ Христа проступил на черепице или кирпичах, скрывавших нишу с иконой Нерукотворного Спаса. Изредка на этом типе икон фоном служит изображение кирпичной или черепичной кладки, чаще же фон дан просто более тёмным (по сравнению с убрусом) цветом. Кроме того, один из изводов - «Спас Нерукотворный – Не рыдай Мене, Мати» (Христом во гробе) возводится исследователями к плащанице, как к историческому прототипу.

По традиции, икона «Спас Нерукотворный» - первая самостоятельная работа, которую доверяют выполнить начинающим иконописцам.

Экспозиция «Возникновение христианства»

Экспозиция «История русского православия»

Экспозиция «Католицизм»

190000 Санкт-Петербург, Почтамтская ул., 14/5

(812) 315-30-80