• St.Peterburg card
  • izi.Travel Аудиоэкскурсии
  • izi.Travel Аудиоэкскурсии

Справочник


Ужгородская уния

Ужгородская уния - союз между православным духовенством западной части Закарпатской Руси во главе с епископом Мукачёвской епархии, находившейся в юрисдикции Константинопольского патриархата, и Римско-Католической церковью. Был заключен в Ужгороде 24 апреля 1646 г.

Основными причинами, приведшими к подписанию православной стороной унии с Римом стали, во-первых, длительное отсутствие контактов между православным населением Закарпатья и Константинопольским патриархатом, возникшее вследствие политики Османской империи по отношению к христианам на подвластных ей территориях; во-вторых, поиск союзников в противостоянии всё усиливавшемуся влиянию Реформации в Закарпатской Руси.

Факторами, способствовавшими подписанию унии, были многовековое присутствие структур Католической церкви на территории Закарпатья, а также сильное влияние на клир Мукачёвской епархии иерархии Киевской митрополии, часть которой к тому времени уже состояла в унии с Римом.

Условия подписания православным духовенством Закарпатья союза с Католической церковью были такие же, как и при заключении Брестской унии 1596 г. между частью православного духовенства и мирян Речи Посполитой и Римом, а именно: признание Апостольской Столицей полной автономии клира Мукачёвской епархии в решении внутрицерковных вопросов; сохранение в литургии Православной церкви Закарпатья византийского обряда и церковнославянского языка, а также юлианского календаря; установление равенства прав католического и православного духовенства Закарпатской Руси; невмешательство светских властей во внутрицерковные дела.

Юридическим основанием к заключению Ужгородской унии стало Ферраро-Флорентийское соглашение 1439 г. между греческой делегацией и представителями Римско-Католической церкви на XVII Вселенском соборе (1438 – 1445 гг.), формально примирившее обе стороны в расхождениях по некоторым вопросам вероучения и церковного устройства.

Акт о заключении унии подписали мукачевский епископ Софроний Юско и 63 других священнослужителя Мукачёвской епархии, а от имени папы Иннокентия X примас Венгрии архиепископ Георг Липпаи. Ратификация унийных документов состоялась осенью 1648 г. на Синоде венгерских епископов в г. Трнаве.

Вопреки ожиданиям, подписание Ужгородской унии не принесло религиозного мира в Закарпатье. А на оборот – лишь обострило противостояние между самими православными, а также между ними, католиками и протестантами (кальвинистами), хотя причины этого противостояния лежали не столько в религиозной, сколько в общественно-политической и социально-экономической сферах.

Одним из следствий противостояния в Закарпатской Руси стало создание в Закарпатье Русинской Католической церкви византийской традиции в юрисдикции Апостольской Столицы. Другим следствием противостояния стало подписание в 1664 г. Мукачевской унии, присоединившей к выше названной церковной структуре православное население восточной части Закарпатья. Третьим - заключение в 1713 г. Марамурешской унии, давшей возможность православному населению румынской части Карпат создать свою, Румынскую Греко-Католическую церковь.

Официальное утверждение церковных структур и иерархии Русинской Католической церкви византийской традиции состоялось в 1771 г. (булла папы Климента XIV Eximia regalium от 19.09.1771 г.).

Вся многовековая история существования Русинской Католической церкви византийской традиции, судьбы ее священнослужителей и мирян во многом похожи на историю Украинской и Белорусской Греко-Католических церквей. Это связано, в первую очередь, с тем, что территория, на которой когда-то возникли и существуют по сегодняшний день Русинская Католическая церковь византийской традиции, Украинская и Белорусская Греко-Католические церкви издавна была ареной столкновения интересов разных государств, стремившихся к установлению своего влияния на европейском континенте. Победа одной из сторон противостояния всегда влекла за собой перекраивание государственных границ, и, как следствие этого, национальное и религиозное смешение приграничного населения. Примером этого является история многих стран Восточной и Центральной Европы, в том числе и тех, на территории которых в XVII в. возникла Русинская Католическая церковь византийской традиции.

Ныне Русинская Католическая церковь византийской традиции входит в число Восточных Католических церквей византийского обряда. Организационно она состоит из трех автокефалий: Мукачевской епархии на Украине (юрисдикция Апостольской Столицы), Апостольского Экзархата в Чешской республике (юрисдикция Апостольской Столицы) и Питсбургской митрополии в США (юрисдикция Константинопольского патриархата).

Общая численность Русинской Католической церкви византийской традиции составляет сегодня около 650 тысяч человек, объединённых в 626 приходов, которые находятся на попечении 501 священнослужителя. Имеется также более десяти монастырей, как мужских, так и женских, в основном на территории Мукачевской епархии, которые придерживаются устава св. Василия Великого (василиане), либо Студийского устава (студиты).

Русины – греко-католики, проживающие в Канаде, Великобритании и в Австралии, где структуры Русинской Католической церкви византийской традиции отсутствуют, посещают приходы Украинской Греко-Католической церкви.


Экспозиция «История русского православия»

Экспозиция «Католицизм»

190000 Санкт-Петербург, Почтамтская ул., 14/5

(812) 315-30-80