• St.Peterburg card
  • izi.Travel Аудиоэкскурсии
  • izi.Travel Аудиоэкскурсии

Справочник


Йом-Кипур

Йом-Кипур (с ивр. – день искупления) – в иудаизме самый важный из праздников. День поста, покаяния и отпущения грехов. Отмечается в десятый день месяца тишрей (месяц начала года в еврейском календаре, который приходится обычно на сентябрь-октябрь), завершая десять дней покаяния.

Название праздника – термин средневековой раввинистической литературы. В Торе и талмуде называется Йом ха-Киппурим. Русскоязычное название – День искупления, Судный день.

Ежегодно это самый серьёзный и ответственный день в жизни иудея. В этот день окончательно решается судьба человека на следующий год. Считается, что в Рош а-Шана Бог записывает каждого иудея в одну из трех книг – Книгу праведников, Книгу грешников и Книгу средних, а в Йом-Кипур ставит печать.

Время между Рош а-Шана и Йом-Кипур называется Грозные дни (Дни покаяния) - в эти дни у человека ещё есть возможность повлиять на приговор, который Бог выносит в Рош а-Шана. Следует раскаяться в своих грехах и постараться исправить то, что возможно. Необходимо также попросить прощения у людей и Бога за совершенные против них проступки.

Среди специалистов существуют разногласия о времени возникновения обряда Йом-Кипур. Одни относят его ко времени после возвращения из вавилонского пленения, поскольку Библия не сообщает о ритуалах Йом-Кипур в Иерусалимском храме. Другие, ссылаясь на древность представлений об искуплении грехов вообще, а также на связь ритуалов праздника с Ковчегом Завета, считают правильным говорить о зарождении праздника в период пребывания колен Израилевых в пустыне.

Во времена существования Второго Храма Йом-Кипур был единственным днем, когда первосвященник входил в Святая Святых Храма, произносил имя Всевышнего и просил у Бога прощения за грехи всего народа Израиля.

Накануне Йом-Кипур принято совершать обряд капарот (обряд искупления). Берут живую курицу (для женщин) или петуха (для мужчин) и крутят ею над головой. В этот момент человек должен осознать, что если бы Бог был строг к нам, на месте этой курицы оказались бы мы. Потом курицу зарезают и отдают бедным. Если живую курицу достать невозможно, то над головой крутят деньги и потом отдают их бедным.

В канун Йом Кипур принято просить и дарить кусочки леках (торта из ржаной муки с медом). За этим стоит чудесный символ: «Если предстоит мне получать еду из милости – пусть это произойдет сегодня, сейчас, чтобы не пришлось мне впредь протянуть за подаянием руку».

В канун Йом Кипур принято окунаться в воды миквы - водного резервуара для омовения (твила) с целью очищения от ритуальной нечистоты..

В этот день принято давать больше обычного денег на благотворительные цели (цдака). При входе в синагогу обычно стоят тарелки для разнообразных сборов: на фонды благотворительности и взаимопомощи и т.д.

Накануне Йом Кипур, примерно за час до захода солнца, устраивают последнюю перед постом и обильную трапезу, она называется Сеуда Мафсекет, разделительная трапеза.

За 18 минут до захода солнца, в точно указанное календарем время, женщины зажигают свечи, произнося при этом благословение.

Согласно религиозным предписаниям, в Йом-Кипур запрещены не только работа (как в субботу и в другие праздники), но и приём пищи, питьё, умывание, наложение косметики, ношение кожаной обуви (т.к. она является символом роскоши.) и интимная близость. Принято в этот день одеваться в белую одежду, которая символизирует чистоту от грехов. Евреи как бы уподобляются безгрешным ангелам, которым не надо ни есть, ни пить, ни заботиться о своём теле.

Пост - полный отказ от еды и питья - обычно начинается за полчаса до захода солнца кануна праздника и заканчивается с наступлением вечера через сутки, после появления на небе третьей звезды. Если опытный врач, даже нееврей, считает, что больному опасно поститься, последний обязан подчиниться и прервать пост, следуя указаниям раввина.

Принято проводить Йом-Кипур в синагоге, т.к молитвы занимают почти весь день. Это единственный раз в году, когда на вечернее богослужение мужчины надевают талит.

Экспозиция «Иудаизм».

190000 Санкт-Петербург, Почтамтская ул., 14/5

(812) 315-30-80