• izi.Travel Аудиоэкскурсии
  • izi.Travel Аудиоэкскурсии

Справочник


Иконостас

Иконостас – в христианстве преграда из икон, отделяющая алтарь от основного объем храма, где собираются верующие.  Для христиан иконостас имеет определенную символику. Алтарь и алтарная преграда расположены на возвышении – солее, что символизирует рай, Царство Небесное, находящиеся над миром земным. Согласно преданию, «райская гора» была отгорожена от остального мира. Поэтому и алтарная часть отделена иконостасом. Царские врата иконостаса, открывающиеся и закрывающиеся во время богослужения, символизируют райские врата. Основной идеей иконостас, по мнению верующих, является соборное моление, вечное заступничество святых, которые незримо присутствуют в церкви.
Невысокие решетчатые или сплошные мраморные преграды, отделяющие основной объем храма от алтаря, появились уже в подземных церквях катакомб. В VI в. в Византии форма алтарных преград усложнилась: появилось двенадцать колонн символизирующих двенадцать апостолов; три входа в алтарь; рельефные украшения. Позже на алтарных преградах стали изображать Спасителя, затем Богородицу с Иоанном Предтечей, обращенных в молитве к Христу, располагающемуся в центре. Эта композиция получила название «деисус» (правильнее «деисис» - моление) и стала необходимой частью алтарных преград.
Со временем композиция иконостаса усложнялась. По бокам деисуса стали появляться изображения архангелов, апостолов Петра и Павла. Возник второй ряд икон.
Иконостас принадлежит к числу наиболее ярких явлений восточно-христианской культуры. Высокий сомкнутый иконостас – уникальное явление, присущее с XV в. православным храмам. Окончательное формирование классического пятиярусного иконостаса произошло в начале XVI в. и связано с деятельностью Феофана Грека, Андрея Рублева, Даниила  Черного, а также с особенностями богослужения по иерусалимскому уставу, введенному на Руси митрополитом Киприаном. Первый законченный образец русского высокого сомкнутого иконостаса – Благовещенский собор Московского Кремля.
Обычно иконостас имеет пять рядов. В маленьких церквях может быть три первых ряда. В первых трех рядах раскрываются темы Нового Завета, в четвертом и пятом – Ветхого Завета.
Первый (нижний) ряд иконостаса – местный. В нем изображаются местные святые. Слева от Царских врат помещают икону Богоматери, справа – Иисуса Христа. Рядом с ним – храмовую икону праздника или святого, в честь которого освещен храм. Над Царскими вратами – изображение Тайной вечери. Слева и справа от Царских врат – северные и южные двери иконостаса. На них чаще всего изображают архидьяконов Стефания и Лаврентия или архангелов Михаила и Гавриила. Правил на настроение местного ряда не существовало (они были утверждены Собором в 1667 г.), поэтому на самые почетные места у Царских врат помещали наиболее почитаемые иконы или считающиеся чудотворными.
Второй – деисусный чин (ряд), символическое моление святых перед Господом за человеческий род.  В центре ряда располагается икона «Господь Вседержитель». По бокам от него – предстоящие святые: Богоматерь, Иоанн Предтеча, архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Петр и Павел. За ними могут в различном порядке – другие святые: апостол Андрей Первозванный, святитель Василий Великий, великомученик Георгий Победоносец, святители Николай Чудотворец, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, апостол Иоанн Богослов, великомученик Дмитрий Солунский.
Третий ряд – праздничный, где обычно располагаются изображения двенадцати главных церковных праздников (т.н. двунадесятых). Праздники посвящены евангельским сюжетам из жизни Иисуса Христа и Девы Марии: Рождество Богородицы, Введение во храм, Благовещение, Рождество Христово, Сретение Господне, Крещение (Богоявление), Вход Господень в Иерусалим, Преображение, Вознесение, Святая Троица, Успение Божьей Матери, Воздвижение Честного Креста. Но возможны изменения и замены.  В XVI-XVII вв. праздничных чин разросся настолько, что иногда насчитывал более двадцати икон.
Четвертый ряд иконостаса – пророческий, пятый – праотеческий.
Четвертый пророческий чин (ряд) иконостаса ввел Андрей Рублев при  создании иконостаса Успенского собора во Владимире. В центре изображается Богоматерь Знамение, слева и справа от нее – пророки: Енох, Ной, Авраам, Иаков, Моисей, цари Давид, Соломон, Илия, Елисей и др. Особо выделяют четырех великих пророков: Исайя, Иеремия, Иезекилдь, царь Даниил. Кроме того принято считать еще двенадцать малых пророков: Амос, Авдий, Осия и проч. Последним из пророков был Иоанн Креститель.
Обычно пророков изображают в виде старцев с различными видами бород: Моисей – с проседью в редкой бороде, Давид – с круглой короткой бородой, Иезекиль – с остроконечной и т.д.
Пятый, верхний чин иконостаса, - праотеческий. Он как бы представляет первоначальную ветхозаветную церковь, начиная от Адами и заканчивая Законом Моисеевым. В центре праотеческого яруса до XVI в. обычно помещали образ Святой Троицы – явление трех ангелов Аврааму у Мамврийского дуба. В XVI-XVII вв. здесь появляется т.н. «Новозаветная Троица» («Отечество») – композиция, являющаяся воплощением триединой сущности Бога
С XVII в. иконостасы становятся все пышнее и богаче. Иногда появляются шестой и седьмой ряды: страстной чин и чин церковных таинств.
Количество икон в иконостасах больших церквей и соборов может быть очень большим. Так, в иконостасах Успенских соборов Москвы и Владимира находилось по восемьдесят три иконы. Общая ширина владимирского иконостаса составляла 28,5 м., а высота икон только центрального деисусного чина была более трех метров.
Экспозиция «Возникновение христианства»
Экспозиция «История русского православия».

190000 Санкт-Петербург, Почтамтская ул., 14/5

(812) 315-30-80