• St.Peterburg card
  • izi.Travel Аудиоэкскурсии
  • izi.Travel Аудиоэкскурсии

Справочник


Махаяна

Махаяна - в первые века нашей эры произошло разделение буддизма на две ветви: хинаяну (с санскрит. - малая колесница) и махаяну (с санскрит. - большая колесница). Сами последователи первого направления называют его «тхеравада», что означает «учение старейших».

В буддизме махаяны существует представление о множестве будд, бодхисаттв и других просветленных существ.

Махаяна распространена в странах Дальнего Востока (Китай, Япония, Корея, Вьетнам, частично Лаос), а также в Тибете, Монголии и, на территории России, в Бурятии, Калмыкии, Туве.

Временем принятия буддизма в Тибете считается VII в., когда происходил процесс консолидации Тибетских княжеств в единое государство. Существует легенда, гласящая, что тибетский царь Сонцэн Гампо женился на двух принцессах – непальской и китайской, каждая из которых привезла с собой по статуе Будды Шакьямуни, ставших впоследствии национальными святынями. Первоначально буддизм получил поддержку лишь среди дворцовой знати. Его широкое распространение началось в VIII в. и связано с деятельностью индийского проповедника Падмасамбхавы. Основанная им школа впоследствии получила название «ньингма» – «старая». В дальнейшем в Тибете возникли и другие буддийские школы.

В распространении буддизма в Монголии особую роль сыграла школа сакья. В XIII в. ее представитель Пагба-лама был приглашен ко двору хана Хубилая, где начал проповедь учения Будды. Он же создал первый монгольский алфавит, так называемое «квадратное письмо». Окончательное утверждение буддизма в Монголии произошло в XVI в., когда Алтан-хан оказал поддержку тибетской школе гелугпа в ее борьбе за влияние в государстве и даровал ее третьему главе Соднаму Гьямцо титул «Далай-лама». В состав империи Алтан-хана входили земли, на которых проживали ойраты и тувинцы, тоже принявшие буддизм. В XVII в. часть племени ойратов, получив разрешение царского правительства, перекочевала в степи Волги и Дона, где их стали называть калмыками.

Среди бурят буддизм начал распространяться в конце XVII в., когда в Забайкалье пришли 100 монгольских и 50 тибетских лам, бежавших от военных потрясений. Как и в соседних регионах, первыми приняли новую веру местные князья. Буддийские молельни располагались первоначально в юртах и перевозились прихожанами во время кочевий. Стационарные монастыри появились в XVIII в. В 1730 г. был построен Цонгольский дацан, в 1741 г. – Гусиноозерский, ставший впоследствии духовным центром буддистов Забайкалья. В 1741 г. императрица Елизавета утвердила штат лам в количестве 150 человек. Это событие принято считать официальным признанием буддийской церкви в России.

Распространение буддизма в Тибете и соседних странах способствовало приобщению их народов к индийской культуре, развитию грамотности, созданию национальных алфавитов. Строительство монастырей привело к зарождению художественных школ, скульптурных мастерских, печатен, подготовке среди монахов специалистов по астрологии, буддийской философии, медицине.

Экспозиция «Религии Востока: буддизм, индуизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм».

Экспозиция «Сукхавати – Чистая земля Будды Амитабхи».


190000 Санкт-Петербург, Почтамтская ул., 14/5

(812) 315-30-80