• St.Peterburg card
  • izi.Travel Аудиоэкскурсии
  • izi.Travel Аудиоэкскурсии

Справочник


Монах

Монах (от греч. μόνος— один, одинокий, μονάζειν— быть одному, жить уединенно, μοναχός, μοναστής— живущий уединенно, μοναστήριον— уединенное жилище) – человек, посвятивший себя Богу через самоотречение и удаление от мира.

Идеи уединенной, обособленной жизни с древности были характерны для разных философских и религиозных учений и школ – для греческой философии александрийской школы, последователей египетского культа Сераписа, направлений иудаизма (ессеи), буддизма, брахманизма. Особое значение идея монашества приобрела в христианстве.

С первых веков распространения христианства монашество развивалось в разных формах, в том числе отшельничества. Основателем общежительной (или киновитной) формы монашества считается Пахомий Великий. По уставу Пахомия в 340 г. возник монастырь в Табенне (Египет), где в кельях жило по 1-3 монаха. Основоположником общежительного монашества стал Феодосий Великий, основавший первый монастырь в окрестностях первую Вифлиеема на основе устава Василия Великого, более мягкого по сравнению с уставом Пахомия.

Приверженцы более аскетичного подхода к идее монашества основали его новые формы – затворничество, столпничество, молчальничество.

Монашество распространялось и на Западе. Ведущая роль в истории монашества IV-Vвв. принадлежит Мартину Турскому, Августину, Иоанну Кассиану. Монашество почти утратило пассивный, созерцательный характер, стало деятельным, приобрело практические задачи, пережило длинную историю, какой не было у восточного монашества. В VIв. реформатором монашества выступил Бенедикт Нурсийский. Его Бенедикта помимо обычных - нестяжания, целомудрия и повиновения— требует еще обета «постоянства» (stabilitas loci), обязывающего монахов к пожизненному пребыванию в том монастыре, куда они вступили послушниками. Гибкость и практичность устава Бенедикта сказывается в тех главах, где речь идет о работе, пище, одежде— здесь предусматривается возможное разнообразие возрастов, физических сил, климатических условий. Бенедиктинство широко распространилось на Западе: к концу VIII века все европейские монахи (за исключением Ирландии и некоторых испанских монастырей) были бенедиктинцами.

Накопление огромных богатств и земельных владений изменило облик монашества. Уже в VIII в. раздавались призывы к его обновлению, центром которого стало возникшее в 910 г. Клюнийской аббатство. Бала образована первая конгрегация (соединение нескольких монастырей с одинаковым уставом и единым управлением). В Клюнийскую конгрегацию в XI-XII вв. входили почти все монастыри Франции и Бургундии.

С возрождением монашества стали возникать новые ордена. В 1098 г. был основан орден цистерцианцев, получивший особое значение при Бернарде Клервосском. В XIIIв. возникли нищенствующие ордена – кармелиты, францисканцы, доминиканцы. Они занимались проповедью, обучением, помогали больным и нищим, а также приходскому священству в его работе. Монашеское движение пережило спад в XIV– нач. XVв., но за три следующих века возникло множество новых орденов.

Реформация лишила монашество громадного числа монастырей и земель и породила необходимость ответной реакции со стороны Католической церкви. Было создано «Общество Иисуса» - орден иезуитов., члены которого принимали все монашеские обеты. На деле они открыто ставили своей целью укрепление владычества Католической церкви.

В XVIII в. сложились крайне неблагоприятные для монашества условия. XIX в. не улучшил положения.

На Руси первые монастыри появились с началом распространения христианства. В XIIв. в Киеве было уже около 17 монастырей, в Новгороде – около 20-ти. В 1051 г. Антонием Печерским был основан знаменитый Киево-Печерский монастырь. Периодом расцвета монастырского строительства стал XIV в. За полтора столетия было основано около 180 новых монастырей. Особое место среди них занимал Троицкий монастырь, основанный в середине XIVв. Сергием Радонежским.

В некоторых монастырях монахи и монашки жили вместе; иногда женские монастыри приписывались к мужским и управлялись игуменами. Общежительное устройство монастырей не было господствующим; в значительной их части каждый монах имел свое хозяйство, жил отдельно, и только для богослужения они сходились вместе. Таким характером отличались преимущественно северные небольшие монастыри, где жило от 2 до 10 монахов.

В XV—XVIвв. насчитывают до 300 вновь основанных монастырей. Монах свободно мог уходить из монастыря, не спрашивая ни у кого согласия, избирать себе уединенное место, строить келью, собирать несколько душ братии— и образовывался монастырь, на который не стоило уже большого труда выхлопотать пожертвования благочестивых от людей. Богатые и знатные люди иногда сами основывали свои монастыри, состоявшие в полной от них зависимости. Большие обители высылали от себя как бы монастыри-колонии— приписные монастыри, которые и оставались в их заведовании. Иногда одни монастыри приписывались к другим по распоряжению своего основателя или правительства.

Монастыри имели большое значение в жизни Древней Руси и в истории Православной церкви, как экономическое, так и религиозно-просветительное. Основание монастырей служило одним из лучших средств для колонизации незаселённых местностей. Пустынножители избирали обыкновенно для своего поселения места, удаленные от человеческого жилья; возле них селился народ, и таким образом возникал поселок, разраставшийся впоследствии в крупное поселение.

Некоторые основатели сами писали уставы для своих монастырей, но общие основы древнерусского монастырского быта были выработаны самой жизнью, независимо от этих уставов. Во главе монастырской общины стоял настоятель (игумен, архимандрит; в женских монастырях - игуменья) и собор из лучших братьев. Настоятели обыкновенно избирались монастырским собором, но могли назначаться и епархиальным архиереем. Настоятели крупнейших монастырей утверждались в своей должности, а иногда и назначались самим царем. Без благословения настоятеля ничего не могло быть предпринято монастырем. Хозяйственная часть была сосредоточена в руках келаря, который ведал всеми доходами, расходами и сборами и для этого имел многих помощников; казной монастыря заведовал казначей.

Прием в монастыри был свободный, но от поступающего требовалось внесение известной суммы «вклада» деньгами или другим имуществом. Только лица, внесшие вклад, считались действительными членами монастырской общины; принятые без вклада, «Бога ради», не принимали участия в монастырской жизни и составляли тот бродячий монашеский элемент, который был так силен в древней Руси и с которым так упорно и напрасно боролась духовная иерархия.

Подчиняясь в духовных делах своему архиерею, большая часть привилегированных монастырей находилась под покровительством князей, царя, митрополита или архиереев из других епархий. Покровительство это доходило иногда до злоупотреблений, так как патроны смотрели на монастыри как на статью доходов. Приблизительно такой строй жизни русских монастырей сохранялся до XVIIIв.

Разработанный при Петре I Регламент духовной коллегии содержал в себе постановление не строить без разрешения государя и Синода новых монастырей, старые сводить вместе, а церкви их обращать в приходские. Синод должен был искоренять предрассудок русских людей, будто можно было спастись только через пострижение. В 1723г. был издан указ, вовсе запрещавший пострижение монахов, который вскоре был отменен. Чтобы прекратить бродяжничество монахов, запрещен был переход из одного монастыря в другой; архиереи, принося присягу, обещались не допускать бродяжничества монахов; священники должны были ловить бродячих монахов и представлять их в архиерейский дом; для поимки их наряжались особые сыщики из Монастырского приказа, из чиновников гражданских и военных. Настоятелями монастырей могли быть назначаемы только лица, известные правительству. Монахам запрещалось держать чернила и писать что-нибудь без ведома настоятеля. Монах мог отлучаться из монастыря не более четырёх раз в год и то с особого каждый раз разрешения настоятеля; не иначе как с дозволения последнего и только при свидетелях мог он принимать гостей.

Принятие монашества сопровождается постригом волос в знак служения Богу и сменой имени, символизирующей начало новой жизни. Монашество делится на три последовательные степени, в соответствии с принятыми обетами. Рясофорный монах (рясофор) – подготовительная степень к принятию малой схимы; монах малой схимы – принимает обет целомудрия, нестяжательства и послушания; монах великой схимы (схимонах, великосхимник) – принимает обет полного отречения от мира и всего мирского, и вновь меняет имя. Готовящийся к постригу в рясофорные монахи и проходящий испытание в монастыре называется послушником.

Экспозиция «Возникновение христианства»

Экспозиция «История русского православия»

Экспозиция «Католицизм»


190000 Санкт-Петербург, Почтамтская ул., 14/5

(812) 315-30-80