• St.Peterburg card
  • izi.Travel Аудиоэкскурсии
  • izi.Travel Аудиоэкскурсии

Справочник


Индуизм

Индуизм - национальная религия Индии, возникшая примерно во II тысячелетии до н.э. и уходящая своими корнями в ведическую цивилизацию. Так как индуизм объединяет в себе различные верования и традиции, у него нет единого основателя.

Термин «индуизм» был введен в XIX в. европейцами (сами индусы называют свою религию санатана дхарма – с санскрита «вечный путь» или «вечный закон»). Под индуизмом обычно понимают совокупность религиозных, мифологических, философских, правовых и этических представлений, связанных с культами основных индийских богов Вишну и Шивы.

Принято выделять несколько основных видов индуизма, при этом невозможно сформулировать учение, которое принималось бы всеми направлениями индуизма. Однако, существуют основные понятия, разделяемые практически всеми индуистами: дхарма, сансара, карма, мокша, йога - в различных её направлениях.

Индуизм- одна из самых распространенных религий мира, третья по числу последователей после христианства и ислама. Индуизм исповедуют более 1млрд. человек, из которых около 950млн. проживают в Индии (80% населения страны) и Непале. Другие страны, в которых приверженцы индуизма составляют значительную часть населения, это Бангладеш, Шри Ланка, Пакистан, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Маврикий, Фиджи, Суринам, Гайана, Тринидад и Тобаго, Великобритания, Канада и США.

В истории формирования индуизма можно выделить несколько периодов. Ранний этап индуизма связан с протоиндийской цивилизацией, возникшей в долине Инда в IV-III тыс. до н.э. Ее закат застали кочевые племена ариев, около середины II тыс. до н.э. вторгшиеся в Индию с северо-запада через перевалы Гималаев. Арии принесли с собой новые религиозные верования и свои священные тексты – веды. Все древнеиндийские тексты разделяют на две группы: шрути (санскрит – услышанное) и смрити (санскрит – запомненное).

Первая группа, шрути, включает в себя древнейшие сборники вед, называемые самхитами. Из них три сборника – «Ригведа» (гимны богам), «Самаведа» (ритуальные песнопения) и «Яджурведа» (система ритуалов, жертвенные формулы) – имеют арийское происхождение. Их авторами считаются мудрецы-риши, которые обрели божественное знание во внутреннем созерцании и поведали его смертным в ведических гимнах. Четвертый сборник «Атхарваведа» – более поздний по времени создания. Он основан на верованиях аборигенных племен и включает в себя магические заклинания и заговоры. К ведам примыкают «брахманы» – комментарии, излагающие правила совершения ритуалов и «араньяки» (лесные книги), содержащие их символическое толкование. В послеведийский период (приблизительно в VIII-VI вв. до н.э.) создаются упанишады (санскрит сокровенные учения) – философские тексты индуизма. В упанишадах развиваются идеи кармы (влияние добрых и дурных поступков на судьбу человека в последующих перерождениях), сансары (бытия как бесконечного круга новых рождений) и мокши (освобождения от перерождений). Эти понятия составили идейную основу последующего развития индуизма.

Ко второй группе, смрити, относятся популярные в народной среде эпосы «Махабхарата» и «Рамаяна», пураны (древние предания) и дхармашастры (правила о том, как себя вести в различных ситуациях). Эти тексты отражают следующий важный период в развитии индуизма, который называют эпическим или классическим и датируют примерно IV в. до н.э.-VI в. н.э. В традиции смрити особое место занимают «Махабхарата» и «Рамаяна», почитающиеся в Индии как священные книги. Они содержат не только многочисленные мифологические сюжеты, но и философские и этические доктрины. В «Махабхарату» включен текст «Бхагавадгиты» (санскрит – песнь Господня), который внес в индуизм тему любви и преданности Богу как пути спасения от тягот бытия. Отдельную группу составляют восемнадцать великих пуран, прославляющих триаду верховных божеств: Вишну, Шиву и Брахму. В пуранах описываются деяния богов, установления культовой практики, даются перечни храмов и мест паломничества. Важными были и остаются «Законы Ману», относящиеся к дхармашастрам и излагающие правила достойного поведения. Эти книги, в отличие от священных вед и упанишад, разрешалось читать всем, включая членов низших каст и женщин.

В первые века новой эры индуизм развился в мощное религиозное течение со многими ответвлениями и стал господствующей государственной религией. На протяжении своей истории индуизм проявил гибкость и открытость, вбирая в себя различные религиозные традиции, местные культы, признавая новых божеств ипостасями или проявлениями своих древних богов. Основными объектами преданного почитания и центральными божествами индуизма стали три бога (тримурти) – Брахма, Вишну и Шива, связанные с представлениями о периодах возникновения, существования и разрушения вселенной. Важное место в индуизме также занимает культ Великой Богини-Матери. Она известна под многими именами и почитают ее во многих ипостасях.

В настоящее время, несмотря на упрощение ритуала и культовой практики, на изменение роли и статуса брахманского сословия, исполняющего функцию жрецов, индуизм сохраняет прочные позиции, по-прежнему составляя идейную и культурную основу жизни своих последователей.

Экспозиция «Религии Востока: буддизм, индуизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм».


190000 Санкт-Петербург, Почтамтская ул., 14/5

(812) 315-30-80