• izi.Travel Аудиоэкскурсии
  • izi.Travel Аудиоэкскурсии

Программа научной конференции "Искусство Италии XIV - XX веков: художественные и иконографические проблемы"

13 - 15 декабря 2011 года

 

13 декабря (вторник)

11.00. – 11.30.

РЕГИСТРАЦИЯ УЧАСТНИКОВ

Входная зона ГМИР

11.30 – 13.30

УТРЕННЕЕ ЗАСЕДАНИЕ

Место проведения – конференц-зал ГМИР (5 эт.)

(Регламент: 25 мин. – выступление докладчика,

5 минут – прения)

ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ «ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСТОРИИ ИТАЛЬЯНСКОГО ИСКУССТВА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ».

Ведущий: Екатерина Александровна Терюкова, заместитель директора по научной работе Государственного музея истории религии, кандидат философских наук.

1. Мария Львовна Шуб, доцент кафедры культурологии и социологии Челябинской Академии культуры и искусств, кандидат культурологии.

ВРЕМЯ В ПРОСТРАНСТВЕ ИТАЛЬЯНСКОГО ИСКУССТВА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ: СИНТЕЗ СРЕДНЕВЕКОВЫХ И НОВОЕВРОПЕЙСКИХ ЧЕРТ.

В докладе рассматривается проблема конвергенции средневекового и новоевропейского понимания времени в целом и в пространстве ренессансной живописи в частности, поскольку именно живопись Возрождения впервые стала своего рода экраном, «на котором проявились представления о Боге, природе, человеке и в том числе – о времени». Логика научного повествования в представленном докладе развивается от обзора средневековых представлений о времени (совмещение циклической и линейной концепции, финалистский характер временных моделей, бинарность времени и вечности и пр.), к анализу новых тенденций его понимания и восприятия и, наконец, к осмыслению проявленности тех и других в живописи эпохи Ренессанса на примере творчества Мазаччо, Перуджино, Пьера де ла Франческо и др.

2. Ольга Валерьевна Ковалёва, главный специалист организационно-методического отдела СПб ГУ «Городской туристско-информационный центр», кандидат исторических наук.

ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО РЫНКА ФЛОРЕНЦИИ В ПЕРИОД ВЫСОКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ.

Доклад посвящен проблеме формирования художественного рынка Флоренции в конце XV- начале XVI века, когда важной составной частью процесса стало появление торговцев произведениями искусства.

Возможности торговать произведениями искусства в исследуемый период были весьма ограничены, так как художники работали преимущественно по заказам, а значит, не могли предложить многого на внешний рынок. Появление в художественной жизни города посредника, способного вести переговоры, означало также и то, что мастер утрачивал прямую связь с заказчиком, а значит, и прежние личные отношения. С появлением торговцев произведениями искусства во Флоренции творчество оказалось в более тесной и сложной связи с экономической сферой. Стали в большей степени активироваться экономические факторы, влияющие на известность и материальное положение художника.

Будучи важным компонентом культуры, художественный рынок Флоренции стал формировать прочную материальную основу развития изобразительного искусства, существенно и разносторонне влияя на создание, распространение и бытование художественных произведений, на судьбы их авторов и художественную жизнь общества.

3. Юлия Викторовна Романенкова, профессор кафедры искусствоведения и экспертной деятельности Национальной Академии руководящих кадров культуры и искусства, г. Киев, доктор искусствоведения.

ИТАЛЬЯНСКИЕ МАСТЕРА ЭПОХИ МАНЬЕРИЗМА ПРИ ДВОРАХ ЕВРОПЕЙСКИХ МОНАРХОВ.

Основные центры художественной жизни Европы XVI в. сформировались в Фонтенбло, Праге и Эскориале. Доклад посвящен феномену своеобразной полифуркации стиля маньеризм по Европе, анализу характера, причин трансформации творческой манеры итальянских мастеров, ангажированных к ведущим дворам. Во Франции, в первую очередь поглощавшей новые художественные тенденции, работали Россо, Ф.Приматиччо, Н. дель Аббате, Б. Челлини, др.

К испанскому направлению можно отнести П. Тибальди, Б. и В. Кардуччи, С. Ангиссолу.

Английское направление миграции творческих сил представляли Дж. да Тревиджи, С. Ангиссола, Ф. Цуккари, П.Торриджано, Грацини Бенедетто ди Бартоломео, Джован Баттиста ди Мариано ди Пасквино Пелор, др.

4. Светлана Валерьевна Иванова, научный сотрудник Российский институт истории искусств, СПб.

СЮЖЕТ «СОШЕСТВИЕ ВО АД» В ТВОРЧЕСТВЕ ИТАЛЬЯНСКИХ ХУДОЖНИКОВ ДО XVI ВЕКА: ГЕНЕЗИС, КОМПОЗИЦИЯ, ОБРАЗЫ

Образ «Сошествие во ад», получивший распространение в западноевропейском искусстве после разделения церквей (1054 г.), нашел свое воплощение в творчестве некоторых итальянских художников.

В докладе ставится вопрос о его истоках в итальянском искусстве, особенностях трактовки и образах.

13 час. 30 мин. – 14 час. 00 мин.

КОФЕ-БРЕЙК

Кафе ГМИР (5 эт.)

13 декабря (вторник)

14 час. 00 мин.- 16 час.30 мин.

ВЕЧЕРНЕЕ ЗАСЕДАНИЕ

Место проведения – конференц-зал ГМИР (5 эт.)

ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ «РАБОТЫ ИТАЛЬЯНСКИХ МАСТЕРОВ В СОБРАНИЯХ РОССИЙСКИХ МУЗЕЕВ: ПРОБЛЕМЫ ХРАНЕНИЯ, АТРИБУЦИИ, ИЗУЧЕНИЯ».

Ведущий: Илья Хацкелиевич Черняк, заведующий редакционно-издательским отделом Государственного музея истории религии, кандидат исторических наук.

1. Анна Борисовна Никифорова, научный сотрудник ФГБУК Государственный музей-заповедник «Павловск».

СТРАУС КАК АТРИБУТ ПРАВОСУДИЯ: К ИСТОРИИ ИКОНОГРАФИИ ОТ РАФАЭЛЯ ДО ПАОЛО МАТТЕИСА.

Среди символов Правосудия изображение страуса встречается крайне редко. История западноевропейского искусства насчитывает всего около десятка примеров, наиболее известным из которых считается фрагмент росписей в Зале Константина Ватиканского дворца, выполненных по картонам Рафаэля. Аллегория Правосудия представляет собой сидящую женскую фигуру, которая в одной руке держит весы, а другой обхватывает за шею страуса. В Картинной галерее Павловского дворца экспонируется небольшая живописная копия этой композиции. Попытка ответить на вопрос, каким образом страус стал символизировать Правосудие, а также история появления и развития столь странного иконографического типа стали основными темами доклада. В качестве одного из главных источников автором была использована статья немецкого историка права начала XX в. Эрнста Мёллера «Страус и журавль как атрибуты Правосудия», которая представляет собой библиографическую редкость из-за уникальности собранного материала, дополненного интересными изобразительными примерами.

2. Алла Валентиновна Романчук, старший научный сотрудник отдела Западного искусства Государственного Эрмитажа, доцент СПбГУ, кандидат исторических наук, СПб.

ПРОБЛЕМЫ АТРИБУЦИИ КАРТИН ЛОРЕНЦО ДИ НИКОЛО ДЖЕРИНИ.

Сообщение представляет собой попытку расширить спектр проблем, связанных с атрибуцией картины Лоренцо ди Николо Джерини «Мадонна с младенцем» из коллекции Государственного Эрмитажа. Иконография произведений итальянского мастера перекликается с композициями Николо ди Пьетро Джерини, Аньоло Гадди, кругом Джерини во Флоренции, Прато и других городах Тосканы. Автор исследует основные трудности атрибуции, заключающиеся, по ее мнению, в стилистической специфике, в том, что многие из картин Лоренцо ди Николо Джерини и его круга разрознены, находясь в государственных и частных музеях. Приведены примеры недостаточного профессионализма частных коллекционеров, занимающихся атрибуцией итальянских картин эпохи Треченто.

3. Марина Евгеньевна Игольникова, старший научный сотрудник отдела изобразительного и прикладного искусства, хранитель музейной коллекции «Графика» ФГБУК «Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник».

КОЛЛЕКЦИЯ РИСУНКОВ ИТАЛЬЯНСКОГО ХУДОЖНИКА САЛЬВАТОРА ТОНЧИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОМ МУЗЕЕ-ЗАПОВЕДНИКЕ.

Итальянский художник Салватор Тончи (1756-1844) – представитель «россики». В Россию прибыл в 1795 г. Жил и работал в Петербурге, Москве, Владимире.

В 1905 г. в музей Владимирской Ученой Архивной Комиссии поступила коллекция рисунков художника (97 пр.). Ранее они принадлежали его дочери – М.Н Тончи (1814-1898).

В процессе изучения коллекции рисунков С.Тончи из собрания ГВСМЗ была проведена атрибуция сюжетов, выделены тематические группы, обнаружены детали, говорящие о влиянии на творчество художника таких мастеров, как Рафаэль Санти, Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти. Литературные программы для рисунков на религиозные сюжеты, Тончи почерпнул из канонических евангельских текстов, апокрифов, поэм Данте Алигьери. Сведения впервые вводятся в научный оборот.

4. Светлана Петровна Никольская, заведующая отделом зарубежного искусства Нижегородского государственного художественного музея.

АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОЛЛЕКЦИИ ИТАЛЬЯНСКОЙ ЖИВОПИСИ НГХМ.

Коллекция итальянской живописи составляет пятую часть всего собрания западноевропейской живописи Нижегородского государственного художественного музея и насчитывает около 45 произведений. Источниками поступления явились: собрания Шереметевых, Абамелек-Лазаревых, Пашковых, Жомини; ГМИИ им. А.С. Пушкина; Ленинградская закупочная комиссия; венгерская «трофейная коллекция». Открытие самостоятельной экспозиции западноевропейского искусства НГХМ в октябре 2009 года стало событием, подытожившим определенный период изучения коллекции экспертами ГМИИ и сотрудниками НГХМ нескольких поколений, и, в то же время, определившим актуальные задачи дальнейших исследований, в частности, итальянской живописи.

Основным направлением по-прежнему является атрибуция произведений. В настоящее время определились следующие его аспекты: 1) Исследование иконографии персонажей (Н.х. XVI в. «Мадонна с Младенцем и со святыми»- иконографический анализ в целях персонификации); 2) Уточнение сюжета (Т. Руис - работал в первой половине XVIII века в Неаполе). «Виды Неаполитанского залива»); 3) Изучение исторических обстоятельств создания произведения (Дж. Беццуоли.1784 –1855. «Портрет Е.С. Шереметевой». 1840-е годы.

-уточнение имени модели и датировки).

5. Раиса Тимофеевна Рашкова, ведущий научный сотрудник отдела «Религии Запада» Государственного музея истории религии, кандидат исторических наук.

ИТАЛЬЯНСКАЯ ЖИВОПИСЬ XIV-XX ВЕКОВ В СОБРАНИИ ГМИР.

Итальянская живопись XIV – XX вв. представлена в музее произведениями венецианской, флорентийской, феррарской, генуэзской, болонской, эмилианской, ломбардской и римской школ. Специфика формирования коллекции определялась как задачами музея (в результате сложилось целостное собрание религиозного искусства), так и широкой практикой перераспределения художественных ценностей в послереволюционное время. Картины поступали в музей из известных русских и европейских собраний Лейхтенбергских, Вяземских-Шереметевых, Строгановых, Н.Б. Юсупова, А.М. Белосельского-Белозерского и др., а также из Государственного Эрмитажа, ГМИИ им. А.С. Пушкина, из Центрального Антирелигиозного Музея в Москве.

КОФЕ-БРЕЙК

16 час. 30 мин. – 18 час. 00 мин.

ЭКСКУРСИЯ ПО ОСНОВНОЙ ЭКСПОЗИЦИИ ГМИР

(Подлесный С.В.)

 

14 декабря (среда)

11.00. – 11.30.

РЕГИСТРАЦИЯ УЧАСТНИКОВ

11.30 – 13.30

УТРЕННЕЕ ЗАСЕДАНИЕ

Место проведения - конференц-зал ГМИР (5 эт.)

ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ «ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО XV-XVII ВЕКОВ: ОСОБЕННОСТИ ИКОНОГРАФИИ»

Ведущий: Бахтеева Мария Сергеевна, заведующая научно-методическим отделом Государственного музея истории религии, кандидат культурологии.

1. Илья Хацкелиевич Черняк, заведующий Редакционно-издательским отделом Государственного музея истории религии, кандидат исторических наук.

ВЛИЯНИЕ ПАТРИСТИЧЕСКИХ ШТУДИЙ ИТАЛЬЯНСКИХ ГУМАНИСТОВ НА РЕНЕССАНСНУЮ ИКОНОГРАФИЮ XV-XVI ВЕКОВ.

Гуманисты, начиная с Петрарки, видели в патристическое наследии часть античной литературы, а в отцах Церкви – христианских классиков. Их высказывания, содержавшие похвалу языческим авторам и цитаты из них, использовались для защиты гуманистических занятий. Эта концепция христианской древности отразилась в итальянском искусстве Возрождения. Более того, изменение иконографии «Истории Потопа», в которой появляется изображение ковчега в форме пирамиды (Гиберти, Учелло, Рафаэль) и иконографию «Успения» Фр.Боттичини прямо связано с открытие гомилий Оригена. Увлечение патристикой способствовало появлению новых иконографический типов изображений отцов («Иероним в рабочем кабинете», «Августин, преподающий грамматику»). Наконец, многочисленные патристические толкования Писания способствовали расширению иконографических программ Библейских циклов.

2. Ирина Васильевна Хмелевских, научный сотрудник отдела Редкой книги Библиотеки Академии наук, кандидат искусствоведения.

«MIRABILIA URBIS ROMAE». ГРАВЮРА НА ДЕРЕВЕ В ПОСОБИЯХ ДЛЯ ПОЛОМНИКОВ НАЧАЛА XVI ВЕКА.

В БАН хранится сборник, содержащий вышедшие в Риме в 1505-1516 гг. пособия-путеводители для паломников. «Mirabilia urbis Romae», основной текст подобного предназначения, состоит из источников, восходящих к рукописной традиции. Однако данная редакция текста существует только в печатном варианте. Именно она проиллюстрирована стандартным набором гравюр с чрезвычайно устойчивой иконографией, несмотря на большое количество переизданий, в которых нуждались толпы паломников. Такая устойчивость продиктована тем, что гравюра являлась не столько иллюстрацией, сколько моленным образом. В этом смысле книга распадается на две взаимосвязанные, но одновременно автономные части: путеводитель по святыням Рима и пособие по медитации – обе части разным

3. Вадим Михайлович Кустов, культуролог, коллекционер.

ИКОНОГРАФИЯ АНГЕЛОВ ФРА БЕАТО АНДЖЕЛИКО.

Жизнь и творчество Фра Беато Анджелико представляет несомненный интерес, так как он был не только живописцем, но и монахом, посвятившим всё своё творчество церкви. Первые сведения о нём вошли в известное средневековое искусствоведческое исследование Визари. В России нет ни одной монографии посвящённой его творчеству, за исключением недавно написанной диссертации. Хотя его живописью восхищались русские художники и поэты. Его произведения находятся не только в Италии, где в бывшем монастыре расположен целый музей, но в собраниях известных европейских музеев, в том числе Эрмитаже и ГМИИ. В 1911 г. в Эрмитаж поступил ценный экспонат – реликварий, расписанный Анджелико из собрания графа Строгонова, в Германии вышел альбом, а в Италии был издан католический календарь. Иллюстрациями к нему послужила иконография Коронование Девы Марии и ангелов, он сопровождался вступительным текстом о его жизни и творчестве. Религиозные сюжеты Анджелико иконографичны, именно более этот термин к ним применим, чем понятие религиозная живопись. Недаром он получил прозвище фра Беато Анджелико – блаженный, ангельский братец и был беатифицирован, как блаженный. Цель данного доклада рассмотреть иконографию Анджелико в контексте его биографии и религиозного искусства на примере католического календаря на 1911 г., что позволит ввести этот источник в научный оборот. Таким образом, не только иконография календаря, но и сам календарь становится предметом культурологического исследования.

4. Марина Владимировна Миталева, аспирантка кафедры философии Астраханского государственного университета.

РАСТИТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ В ГРАФИКЕ И ЖИВОПИСИ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ.

Рассматриваются художественные и научные проблемы, возникающие при исследовании изображений растений в работах ренессансного мастера. Анализируется техника и особенности графического и живописного воспроизведения растительного мира с параллельным анализом художественных традиций изображения данных элементов у предшественников и современников Леонардо. Приводятся выдержки теории «О деревьях и зелени» из «Трактата о живописи», иллюстрирующие прочный базис новаторского подхода живописца к изображению природных элементов. Выводы подкрепляются визуальным сравнением фрагментов работ Леонардо да Винчи и других художников итальянского Ренессанса. Отмечается важность правильного видового определения изображенных растений, для уточнения корректных названий в конкретных произведениях используются дневниковые записи Леонардо да Винчи.

13 час. 30 мин. – 14 час. 00 мин.

КОФЕ-БРЕЙК

Кафе ГМИР (5 эт.)

 

14 декабря

14 час. 00 мин. – 16 час. 30 мин.

ВЕЧЕРНЕЕ ЗАСЕДАНИЕ

Место проведения – конференц-зал ГМИР (5 эт.)

(Продолжение утреннего пленарного заседания)

Ведущий: Елена Владиславовна Денисова, главный хранитель Государственного музея истории религии, кандидат философских наук.

1. Юлия Ивановна Арутюнян, доцент кафедры искусствоведения СПбГУ культуры и искусств, кандидат искусствоведения.

ПРОБЛЕМА ПОЛИХРОМИИ В ИТАЛЬЯНСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ СКУЛЬПТУРЕ: ОТ РОМАНИКИ ДО БАРОККО.

Европейская художественная традиция выработала два диаметрально противоположных взгляда на роль цвета в скульптуре: классицистическая доктрина рассматривает естественный цвет материала как единственно возможный акцент на колорите, однако, начиная с древнейших времен раскраска активно использовалась для придания пластике большей выразительности. Романское искусство полихромно и цвет в скульптуре, становясь дополнительным приёмом художественной выразительности, появляется как в деревянных статуях, так и в монументальных рельефах. Классический идеал Ренессанса с его отсылкой на античную эстетику допускает инкрустации и применение позолоты в скульптуре, при этом деревянная пластика сохраняет полихромное решение. Искусство эпохи барокко рассматривает цвет и свет как непреложный элемент пафосного языка церковного искусства XVII столетия

2. Ольга Георгиевна Махо, методист 1 категории Государственного Эрмитажа, кандидат искусствоведения.

ХРИСТИАНСКИЕ ПЕРСОНАЖИ В СЕРИИ UOMINI ILLUSTRI СТУДИОЛО ФЕДЕРИКО ДА МОНТЕФЕЛЬТРО В УРБИНО.

Соотношение религиозного и светского начала в мировоззрении Ренессанса – существенная проблема изучения культуры эпохи Возрождения. Студиоло Федерико да Монтефельтро в урбинском Палаццо Дукале – один из наиболее ярких примеров, позволяющих судить о подобного рода ансамбле как феномене культуры Ренессанса. Серия портретов UOMINI ILLUSTRI - важная составляющая не просто его оформления, но и программы, направленной на создание образа правителя-гуманиста. Состав серии, как и некоторые другие элементы убранства студиоло, дает возможность сделать лпределенные наблюдения, касающиеся взаимодействия религиозной и светской стороны интеллектуальной жизни князя.

3. Сергей Львович Белоусов, старший научный сотрудник Российского НИИ культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачёва, кандидат искусствоведения.

МАНТЕНЬЯ, ТРАЯН И ТЕОДОРИХ.

Доклад посвящён картине А. Мантеньи «Св. Себастьян» из Венского художественно-исторического музея. В ней изображены силуэт всадника в виде облака на небе, и обломки скульптур у ног святого. В облике всадника, как установлено в 1902 г. П. Кристеллером, изображён остготский король Теодорих. Внизу показана голова императора Траяна, идентифицированная автором настоящего доклада на основе камеи из Эрмитажа XVI в. «Милосердие Траяна» инв. номер К 5530. Она следует средневековой иконографии «справедливого Траяна». Траян и Теодорих сопоставляются по принципу «Сравнительных жизнеописаний» Плутарха. В рамках празднования в 2014 г. 250-летия Эрмитажа, целесообразно провести выставку, на которой картина и камея будут показаны друг рядом с другом.

4. Александр Адамович Ярошевич, ведущий научный сотрудник Национального художественного музея Республики Беларусь, кандидат искусствоведения.

ИКОНА БОГОРОДИЦЫ ИЗ РИМСКОЙ БАЗИЛИКИ САНТА МАРИЯ МАДЖОРЕ В БЕЛОРУСИИ.

На землях ВКЛ с конца XVI в. получил распространение извод образа Богоматери «Снежной» из базилики Санта Мария Маджоре. Церковное предание относит его к IV в., Н.П. Кондаков датировал границей IX-X в. В период контрреформации культ древнего образа развивали иезуиты, доминиканцы и кармелиты, а также базилиане. Для униатской церкви базилика Санта Мария Маджоре и её древний византийский образ являлись символом идеи единства западного и восточного христианства. Из Рима в местные костёлы и церкви иногда привозились списки образа, которые становились протографами для дальнейших повторений. Другим источником служили гравюры римского образа. В храмах Белоруссии доныне сохранилось около 50 икон «Богоматери Снежной». В них очевидны характерные признаки иконографии, но византийские лики Марии и Иисуса превращены в ренессансно-барочные образы «белорусскай» сакральной живописи.

КОФЕ-БРЕЙК

16 час. 30 мин – 18 час. 00 мин.

 

ЗНАКОМСТВО С ВЫСТАВКОЙ

«Искусство Италии XIV-XIX веков

из собрания ГМИР»

(Рашкова Р.Т.)

 

15 декабря (четверг)

Заседания не запланированы

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ УЧАСТНИКОВ КОНФЕРЕНЦИИ:

12.00 -16.00

(Сбор группы в 11 час. 40 мин. у Главного входа в ГЭ)

Знакомство с выставками в Государственном Эрмитаже:

1. «Итальянская живопись XIX века из музеев Италии. От неоклассицизма до символизма» ( 20.11.11-22.01.12, Гербовый зал);

2. «Джотто. «Бог-Отец». Из городского музея Падуи. Из цикла «Шедевры музеев мира в Эрмитаже» (07.12.11-31.01.12, Итальянский кабинет. Новый Эрмитаж).


Дата публикации: 25.11.2011

190000 Санкт-Петербург, Почтамтская ул., 14/5

(812) 315-30-80