• izi.Travel Аудиоэкскурсии
  • izi.Travel Аудиоэкскурсии

Сакральный текст в истории и культуре

11 - 13 декабря 2012 года

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ИСТОРИИ РЕЛИГИИИ

(С-ПЕТЕРБУРГ, УЛ. ПОЧТАМТСКАЯ, Д. 14)

 

 

ПРОГРАММА

 

xIX РЕЛИГИОВЕДЧЕСКИХ ЧТЕНИЙ

 

«Сакральный текст в истории и культуре»

 



 

11–13 декабря 2012 Г.

 

 

 

 

11 декабря  (вторник)

 

ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ,

конференц-зал ГМИР

Начало в 10.00,

Ведущий – Терюкова Екатерина Александровна

 

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО —  ВРИО ДИРЕКТОРА ГМИР

МУСИЕНКО ЛЮБОВЬ АЛЕКСАНДРОВНЫ

 

Хосроев Александр Леонович (СПб),

ведущий научный сотрудник

Института восточных рукописей Российской академии наук

ДИАЛЕКТОЛОГИЯ, ГНОСТИЧЕСКИЕ ТЕКСТЫ И КОПТСКАЯ БИБЛИЯ.


Хорошо известно, что коптский язык представлен многочисленными диалектами. Гностические сочинения из Наг Хаммади дошли до нас на двух из них - большая часть на саидском, несколько на субахмимском (или ликополитанском) - оба диалекта локализуются на юге Египта. Однако несколько саидских текстов несут отчетливые следы влияния (в фонетике, синтаксисе, лексике) бохайрского (т.е. северного) диалекта (их даже называют крипто-бохайрскими). Эти особенности могут быть объяснены тем, что тексты, первоначально переведенные с греческого на бохайрский, в ходе рукописной передачи и кочевания текстов из одной диалектной среды в другую (с севера на юг) адаптировались к новому языковому окружению. Это предположение может быть доказано и на примере новозаветных цитат, проблема, на которую до сих пор не было обращено внимания. Около десятка цитат, которые удалось обнаружить, следуют не саидскому, а бохайрскому переводу Нового Завета.

 


 

Черняк Илья Хацкелевич (СПб),

 заведующий редакционно-издательским отделом ГМИР

Евангельское повествование и гуманистическая концепция христианской древности: Liber de vita Christi Бартоломео Платины.

Сообщение посвящено анализу источников и особенностям повествования жизнеописания Христа, открывающего знаменитую книгу Бартоломео Платины (1421 – 1481) «Жизнеописания всех первосвященников до Сикста IV». Помимо этого прослеживается влияние отдельных толкований евангельских историй на ренессансную иконографию.

 

 

Рашкова Раиса Тимофеевна (СПб),

ведущий научный сотрудник ГМИР

Книга в итальянской живописи XIV –XVIII веков.

Гуманистическому культу книги и её изображению в итальянской живописи от позднего Средневековья  до начала Нового времени уделяется большое внимание в отечественной науке о культуре Возрождения (А.Х. Горфункель, И.Х.Черняк, В.Е.Анисимова, Маркова В.Э., О.Г.Махо и др.). Книга как хранительница сакральных текстов и божественного откровения, источник знания о священной истории, символ  мудрости,  учёности и литературных занятий  стала непременным атрибутом в иконографии сюжетов и персонажей священной истории, святых, церковных деятелей. По мере секуляризации культуры и возникновения жанров в XVI в. меняется и статус книги в живописи. В Италии она сохраняет значение вплоть до конца XVIII в. только как атрибут святых, а также в аллегориях и портрете

 

Ревуненкова Наталья Владимировна (СПб),

 заведующая отделом «Христианство на Западе» ГМИР

Золотая книга Гуго Гроция

Оценивая наследие нидерландского эрудита Гуго Гроция ( 1583-1645), современная  историография исходит из общеевропейского масштаба его деятельности как правоведа, историка и политика. Незаслуженно забыт и недостаточно изучен его вклад в теологическую полемику своего времени, в ходе которой учёный развивал гуманистическую концепцию христианства. Опираясь на достижения ренессансных гуманистов,  Гроций делал акцент на необходимости различать особые уровни в христианской доктрине. Отсюда аргументировались положения о возможности взаимной толерантности возникших к XVII в. церковных сообществ и внецерковных направлений, опиравшихся на христианское вероучение (католики, англикане, анабаптисты, меннониты, лютеране, кальвинисты, арминиане, социниане). При этом открывались перспективы появления универсальной религии, широко открытой для иноверцев, в том числе  приверженцев политеизма, иудаизма, ислама. Среди  многочисленных произведений  Гроция  наибольшей славой при его жизни пользовалась книга « Истина христианской религии», которая  суммировала его концепцию религии. В первой нидерландской редакции она ставила своей целью распространение истинной веры по всему миру. В латинском переводе эта книга  строила защиту естественной религии на филологических и исторических основаниях в значительно большей степени, чем на теологических рассуждениях. К середине XVIII в. за этим произведением, переведенным на все европейские и ряд восточных языков, закрепилось почетное наименование «золотой книги  Гроция», ее высоко ценили просветители. С темами «золотой книги Гроция» связан комплекс предметов в собрании ГМИР.

 

Суслова Наталья Алексеевна (СПб),

научный сотрудник ГМИР

Гравюра

«Корабль Святого Петра, или Триумф Веры и Католической Церкви»:

к вопросу об интерпретации сюжета.

Популярный в религиозной культуре Европы XVI–XVIIвв. сюжет «триумф корабля-церкви» был перенесен в цивилизационное пространство колониальной Америки католиками-миссионерами. Графическая продукция, создаваемая в массовом количестве в Европе, распространялась на территории колоний с целью христианизации индейцев. Один из оттисков гравюры, произведенный в печатне Ремондини по заказу членов Общества Иисуса, хранится в коллекции ГМИР. Глубоко воспринятый местным населением данный сюжет получил дальнейшее развитие в культурной сфере и оказал влияние на формирование специфичного латиноамериканского мироощущения.

 

 

Лурье Зинаида Андреевна (СПб),

аспирант 

исторического факультета

Санкт-Петербургского государственного университета

 Концепция «библейского театра» Мартина Лютера и задачи протестантской драматургии

В 1534 г. Лютер излагает концепцию библейского театра в предисловиях к ряду книг Ветхого Завета 1534 г. Он рассматривает ряд апокрифов («Книга Товит», «Книга Юдифь», «Сусанна», «Ваал» и др.) как драматургические тексты и призывает к возрождению этой традиции. Концепция Лютера явилась итогом его анализа средневекового (религиозного) и гуманистического (светского) театра, о чем он многократно пишет в 1520-1530-е гг., в основном, в личной переписке. Появление драматургических текстов на библейские сюжеты (Пауля Ребхуна, Иоахима Грефа и др.) было ответом на поставленные Лютером задачи. Протестантский театр, таким образом, родился на стыке нескольких традиций. В докладе будут проанализированы особенности и задачи «новой драматургии».

 

Филатова Вера Владимировна (Москва),

аспирант

кафедры сравнительного изучения национальных литератур и культур факультета иностранных языков и регионоведения МГУ им. Ломоносова

Интерпретация библейского сакрального пространства в поэтическом сборнике Джорджа Герберта «Храм»

Основой понимания сакрального пространства в христианской культуре является  библейский образ Храма. В данной работе рассматривается интерпретация ветхозаветного и новозаветного храма в сборнике стихотворений английского поэта-метафизика Джорджа Герберта.  Архитектоника сборника представляется как единое целое, логически продуманная композиция, раскрывающая понимание автором образа храма. В его структуре отражено строение библейской Скинии: три части сборника соответствуют трем частям первого храма, описанного в Книге Исхода. При  этом Герберт продолжает традицию типологической интерпретации ветхозаветного сакрального пространства, представляя храм одновременно как метафору человеческой души и Церкви. Поэт создает своеобразный поэтический храм, наполняя его образами из священного писания, пространства храма и богослужебной практики англиканской церкви.

 

Каргальцев Алексей Витальевич (СПб),

соискатель исторического факультета

Санкт-Петербургского государственного университета

Акты мучеников и христианские ереси в римской Северной Африке II-IV вв.

История церкви в римской Северной Африке открывается сюжетами преследования христиан Скилии в 180 г. В течение следующего столетия африканская община пережила несколько волн гонений, что привело к особому почитанию культов мучеников. Результатом стало развитие многочисленных жанров агиографической литературы: «актов», «мученичеств», появилось первое на латинском западе «житие» Киприана Карфагенского, составленное дьяконом Понтием. Одновременно с этим африканская церковь переживает эпоху ересей и расколов: монтанизма, новацианова раскола и донатизма. При кажущихся различиях африканские ереси порождены общими дисциплинарными вопросами, а также особым христианским ригоризмом, восходящим к традиционной африканской религиозности. Стремление к мученической смерти и дисциплинарный раскол можно рассматривать черты единого процесса формирования самобытного африканского христианства.  

 

Кириленко Анна Анатольевна (СПб),

научный сотрудник ГМИР

Материалы по истории меннонитских общин в архиве ГМИР

Советский период – очень сложная и малоисследованная страница в истории российских меннонитов. В архиве ГМИР хранится два блока документов российских меннонитов, первый из которых составляют материалы 1920-х гг., второй - 1970-х гг. Первый блок является наиболее объемным и дает реалистическую иллюстрацию хозяйственной деятельности меннонитских общин во времена НЭПа и их взаимодействия с организациями, от которых они получали финансовую и материальную помощь (Всероссийское меннонитское сельскохозяйственной общество, Американская менонитская помощь). Документами данного блока подтверждается огромная роль этих организаций в экономическом обеспечении функционирования меннонитских колоний юга России, Украины, Сибири. Второй блок образуют материалы вероучительного содержания, позволяющие приблизиться к воссозданию аутентичной картины религиозной жизни меннонитов Сибири в 70-е гг. ХХ в. Материалы архива ГМИР в целом существенно расширяют представление о самосознании меннонитов и функционировании их групп в советском обществе.

 

 

Перерыв 13.00-14.00.

 

Ведущий – Черняк Илья Хацкелевич

 

Николай Игоревич Петров (СПб),

доцент кафедры межкультурных коммуникаций

факультета истории мировой культуры

Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств

Древнерусский житийный образ св. Николая Чудотворца и татаро-монгольское нашествие

Начало массового народного почитания св. Николая на Руси следует относить ко времени татаро-монгольского нашествия. Именно в ту пору особенно актуальными становятся рассказы о спасениях св. Николаем христиан, находившихся в плену у сарацин (чудеса об Агриковом сыне Василии, о попе Христофоре, о Петре). Аналогичная актуальность может быть отмечена и для содержащихся в «некнижной» редакции жития Николая Чудотворца рассказе о его победоносной помощи в битве и предсмертной молитве святого. Показательно, что древнейший образ св. Николая Зарайского представлен на каменной иконке XIII в. из Рязани. Военно-оборонительный характер почитания св. Николая в XIII-XIV вв. стал основой окончательно формирующегося в XVI в. официального московского культа мирликийского святителя.

 

Николаева Светлана Георгиевна (СПб),

заведующий отделом «Православие» ГМИР

САМОДЕЛЬНЫЕ КНИГИ НА ОСНОВЕ ЦЕЛЬНОГРАВИРОВАННЫХ ИЗДАНИЙ В СОБРАНИИ ГМИР

Цельногравированная книга в России появилась в самом конце XVII века. Гравюры выполняли мастера серебряники Оружейной палаты, работавшие по заказам царского двора и высшего духовенства. Издания, печатавшиеся на частных станах были дороги, приобрести их могли люди состоятельные, в основном представители знатных сословий. Демократизация цельногравированной книги, постепенное ее превращение в лубочную происходит во второй четверти XVIII столетия. Уже в 1740-е – 50-е годы на рынке действует целый ряд издателей лубков и цельногравированных изданий.

Однако, помимо издательской продукции, так же, как наряду с печатными типографскими изданиями широкое хождение имели рукописные списки, существовали самодельные цельногравированные книжки. В собрании ГМИР имеются несколько памятников этого вида. В процессе исследования были определены графические источники, их авторы, произведена датировка как гравюр, послуживших для создания самодельных книг, так и время составления самих книжек.

 

Сёмина Майя Владимировна (Москва),

соискатель

Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета 

К вопросу о сакрализации русских великокняжеских грамот (на примере пергаменной грамоты Олега Рязанского XIV века).

В докладе рассматривается уникальный опыт сакрализации светского государственного акта на примере пергаменной грамоты второй половины XIV века, выданной духовной корпорации великим князем Олегом Рязанским.

Изучение практики иллюминирования русских великокняжеских грамот не получило должного освещения в научной литературе. Лицевые изображения начинают сопровождать государственные акты с XVII века, поэтому возможно использование этого локального памятника деловой письменности как некоего образца для характеристики определенного этапа в развитии традиционной художественной культуры конкретного исторического центра. Именно местные особенности историко-культурной среды Рязанского княжества привели к созданию такого уникального по содержанию и художественному оформлению документа.   

 

 

Шалина Ирина Александровна (СПб),

ведущий научный сотрудник

Отдела древнерусского искусства Государственного Русского музея

Сакральные надписи на иконе "Страшный суд" XV века и проблема взаимоотношения слова и образа в псковской иконописи

 

 

Кузичева Юлия Сергеевна (СПб),

младший научный сотрудник отдела «Православие» ГМИР

Об одном из памятников из собрания ГМИР»

(икона св. Григория, епископа Неокесарийского)

В Москве в XVII веке был построен каменный храм во имя святого Григория, епископа Неокесарийского. В связи с этим событием его почитание в русской православной церкви заняло особую нишу, что, однако, не отразилось на создании большого числа его изображений, будь то в мелкой пластике, в храмовых изображениях или станковой живописи. Памятник из собрания музея истории религии пополняет немногочисленную галерею его образов и дает новые сведения относительно состояния храмового убранства  церкви святого Григория Неокессарийского в XVIII веке.

 

 

Сосновцева Ирина Владимировна (СПб),

старший научный сотрудник

Отдела древнерусского искусства

 Государственного Русского музея

"Святитель Дмитрий Ростовский и русская иконопись  XVIII- начала  XX века: к постановке проблемы".

 

 

Косушкин Валерий Федорович (Москва),  

художник-реставратор высшей категории

Федерального государственного унитарного предприятия «Межобластное научно-реставрационное художественное управление»,

консультант кафедры реставрации темперной живописи

Российской академии живописи ваяния и зодчества Ильи Глазунова,

главный реставратор Рязанской епархии Русской православной церкви

Настенная живопись Синодального периода

(XVIII - XX вв.) как сакральный текст.

На примере стенописи Казанского собора Вышенского-Успенского монастыря Рязанской Митрополии и собора в честь Святой Чудотворной иконы «Богоматери всех скорбящих радости»  Иоанно-Предтеченского монастыря  острова-града Свияжска  Казанской Митрополии

1.     Малоизученный феномен русской Церковной живописи  Синодального периода  (18-20вв.) и ее трагическая судьба в настоящее время.

2.     Русская Православная Церковь Синодального периода в поисках своего языка (от христианской проповеди к назиданию).

3.     Иконографический  поиск (от барочной «театральности» к неорусскому стилю – переосмысление сюжетов и изобразительного языка)

4.     Русская Церковная живопись 19го века в рамках изменения культурного фона  (от пренебрежения к увлечению).

 

 

Воробьева Наталия Владимировна (Омск)

профессор

кафедры истории и философии 

Автономной некоммерческой организации

высшего профессионального образования

«Омский экономический институт»

ПСАЛТИРЬ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА НИКОНА

Доклад посвящен рассмотрению как стереотипного восприятия образа Патриарха Никона в отечественной историографии, так и использования Патриархом Никоном (1605-1681)  Псалтири в «Возражении или разорении смиренного Никона, Божией милостью патриарха, противо вопросов боярина Симеона Стрешнева, еже написа Газскому митрополиту Паисию Ликаридиусу, и на ответы Паисеовы». Исследуется языковое сознание Патриарха Никона через дискурсный анализ текста, выделяются базовые лексемы,  структуру и содержание  библейской цитации и их отражение в богословских воззрениях Патриарха Никона.

 

 

12  ДЕКАБРЯ  2012 г. (СРЕДА)

ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ,

конференц-зал ГМИР

Начало в 10.00

 

Ведущий – Буров Александр Анатольевич

 

Семенова Светлана Олеговна (СПб),

старший научный сотрудник ГМИР

Евангельские тексты и Санкт-Петербург: символические параллели в истории города и исторических лиц. Варианты интерпретации

Город Санкт-Петербург по своему наименованию связан с евангельской тематикой. Образ апостола Петра, в честь которого он назван, запечатлен во многих культовых памятниках северной столицы. В ходе истории Санкт-Петербурга разные образы и сюжеты Евангелия были отражены в религиозном и светском пространстве города: в названиях храмов, улиц, военных частей,  в гербе и иных объектах. При исследовании истории города и памятников, носящих евангельские названия, выявляются некоторые символические параллели между судьбой этих памятников и сюжетами, отраженными в текстах Евангелия. Определение и интерпретация этих параллелей имеет символический характер и несет возможность вариативности. Однако, исследование достопримечательностей предоставляет возможность восприятия сакрального пространства города как евангельский текст.

 

 

Григорьева Наталья Святославовна (Москва),

консультант

Совета по градостроительному развитию Москвы

Союза московских архитекторов.

Гурари Марк Натанович (Москва),

заместитель председателя

Совета по градостроительному развитию Москвы Союза московских архитекторов,

член Президиума экспертно-консультативного совета при главном архитекторе Москвы

Развитие архитектурного пространства Кремля и Красной площади как сакрального текста

Кремль и Красная площадь формировались как главное общественное и сакральное пространство страны, иеротопия которого несёт цивилизационный код, принципы организации геополитического пространства России. Последовательно развёртывавшаяся во времени целостная система символов - вех исторического пути страны - составила социокультурный текст, хранящий историко-культурный генотип Русского мира, Православной Ойкумены.

Архитектура храма Покрова - образ Небесного Иерусалима и программа общежития евразийских народов разных вероисповеданий, объединяемых православием в общем историческом векторе. Храм задавал контур сакрального пространства столицы, постепенно выходившего за пределы церквей; архитектурные образы дополнялись ритуалами разных эпох. Даже "вывёртывание" символики наизнанку становилось артефактом культуры, знаком времени. Верное считывание этого текста каждым поколением - залог цивилизационной идентичности, бытия России как субъекта истории.

 

 

Красиков Алексей Николаевич (г. Вологда),

старший преподаватель

кафедры философии и истории

Вологодской государственной

молочно-хозяйственной академии

имени Н. В. Верещагина

Сакральное пространство Вологодского уезда XII – XVII вв.: основные этапы формирования

В докладе рассматриваются основные этапы формирования сакрального пространства Вологодского региона. Специфика процесса складывания сакральных пространств на данной территории обусловлена ее периферийностью, нахождением в зоне колонизационной активности нескольких крупных культурных центров средневековой Руси. Целесообразно выделять два основных этапа складывания сакрального пространства территории. На первом этапе происходит внедрение культов «своих» святых Новгородом, Москвой, Ростовым и некоторыми другими крупными религиозными центрами. На втором этапе процесс дополняется развитием культов местных святых и выходом некоторых из них на общероссийский уровень почитания и, как следствие, усложнением процессов формирования сакрального пространства.

 

Главацкая Елена Михайловна (Екатеринбург),

профессор

кафедры археологии и этнологии исторического факультета

Уральского федерального университета

Религиозный ландшафт Урала в XX – начале XXI в.

Изменение политической ситуации в стране в последнюю декаду XX в. привело к возрождению религиозных традиций, развитию миссионерства и законодательства в области регулирования деятельности религиозных организаций. Эти явления отразились в религиозном ландшафте Урала: увеличилось число православных и исламских элементов, расширилось освоенное ими пространство. Возродились институты западного христианства и иудаизма, закрытые в советское время. Активная миссионерская деятельность и неудовлетворенность части россиян вариантом православной идентичности, предлагаемой сверху, привели к появлению новых для Урала церквей и религиозных центров. В докладе будут представлены результаты картографирования эволюции религиозной ситуации в Свердловской области в XX-начале XXI в. и дана их интерпретация.

 

Синевич Анна Святославовна (Республика Беларусь, Минск),

преподаватель

института теологии им. свв. Кирилла и Мефодия

Белорусского государственного университета

СЛАВЯНСКИЙ CORPUS AREOPAGITICUM: ИСТОРИЯ, ЗНАЧЕНИЕ, ВОПРОСЫ.

В докладе затронуты вопросы истории славянских переводов древнегреческого оригинала Ареопагитского корпуса: их генеалогическая связь, сложности прочтения, структурные и языковые особенности. Распространённость текстов Ареопагитского корпуса на славянском культурном пространстве объясняется несомненным авторитетом Дионисия Ареопагита для Православной церкви и предполагает наличие малоизученных славянских списков. В докладе приводится описание одного из таких списков Ареопагитик XVI в., обнаруженный И. Ляльковым в Национальной библиотеке Франции в Париже (хранится в отделе рукописей под шифром Ms. sl. 105) который, по мнению первой исследовательницы этой рукописи Н.С. Шакун, представляет собой старобелорусский извод древнеславянского оригинала. В заключительной части доклада представлены выводы, а также обозначены вопросы требующие дальнейшей разработки.

Яскевич Оксана Вацлавовна (Республика Беларусь, Минск),

преподаватель

институт теологии им. свв. Кирилла и Мефодия

Белорусского государственного университета

Церковная проповедь и духовное послание: к проблеме определения и характеристики

Тематическое своеобразие религиозного дискурса послужило основанием для выделения особого религиозного стиля, в котором одним из самых ярких репрезентативных жанров является проповедь. Изучение проповеди привлекает внимание не только религиоведов, культурологов, но и лингвистов. Данный факт представляется достаточно закономерным, так как церковно-религиозная область функционирования языка долгое время оставалась закрытой для исследовательской работы. И только в последние десятилетия ситуация изменилась.

В рамках данного исследования мы ставим перед собой задачу определить содержание понятия «проповедь» с точки зрения современного носителя языка. При этом исследование будет носить контрастивный характер, поскольку в качестве материала будут привлечены тексты проповедей на русском и английском языках.

Современную проповедь характеризуют  базовые признаки религиозно-проповеднического стиля. Это частичное функциональное сходство с публицистическим стилем, обилие библеизмов, частотность постпозитивных определений, выраженных прилагательными, нанизывание однотипных синтаксических конструкций.

А также есть признаки, обусловленные оторванностью стандарта от христианской средневековой традиции. Это частичное вытеснение лексики высокого стиля и доминирование «светских» слов и выражений, ориентация на адаптированный вариант Библии и цитирование только на русском языке, частотное использование слов и выражений с семантикой конкретного действия, использование элементов официально-делового стиля, частое использование приема иронии, отнесенность к нейтральному или разговорному стилю произношения.

 

Гаевская Надежда Зеноновна (СПб)

аспирант 

Русской христианской

гуманитарной академии         

Культурный код юродства

В  данном докладе  рассматривается  вопрос  влияние  сакрального текста  на  формирование  культурного  кода.  Доклад  посвящен  юродству – культурному и религиозному феномену социальной действительности, проявляющемуся в определенных паттернах поведения и свойствах личности.   Юродство - социальный  топос, вид служения, особое явление в чине подвижничества. Современный  религиозный  опыт позволяет  рассматривать  пространство  подвига  как сакральный  и   культурный  текст.  Бытование  текста   выражается  в    коммуникации.   Коммуникативные  механизмы  сосредоточены  на  приеме  уличения. Культурная  функция  уличения  социальное   поименование   в  варианте  окружающие -герой,  нравственное  определение  в соответствии  с  христианским  каноном  в  варианте   герой – окружающие.

Опыт  подвига  юродивого  фиксируется  в культурном коде. Активизация  кода  происходит  в  коммуникации  на  грани  повседневного  и сакрального.  Во  взаимодействии  с  архетипической  памятью  формируется  смысловое  пространство  подвига  юродивого,  основанное на дихотомии  «смерть-спасение».  Находясь   в   парадигме   христианского  сознания,  можно  определить   сакральное пространство подвига  как  пространство  откровения  о  грехе  отчаяния,    путях  спасения  души и обретения вечной  жизни. Исследование  проводилось  по  древнейшему  житию  Блаженной  Исидоры  Египетской (полная  версия которого,  а именно  трехчастная, представлена  переводом  с  сирийского, выполненным  в  монастыре  Св. Саввы  на Синае  в 8 веке)  и  житию  Дивеевской  юродивой  Христа  ради  Пелагеи, опубликованному по благословению Архиепископа Сиракузского  в  1967 году в Джорданвилле.

 

Сметанина Татьяна Александровна (Нижний Новгород),

доцент Нижегородского государственного педагогического университета

Идеи обновления православной экзегезы в русской религиозной философии конца XIX – начала XX века. Экзегетические построения русских мыслителей демонстрируют  религиозно-философский синтез, отличающийся и от святоотеческих толкований, и от ортодоксальной церковной экзегезы. Различая  в Св. Писании исторически обусловленную форму и боговдохновенное содержание, они предлагают новое толкование ключевых моментов библейского повествования.  Творение, грехопадение, царство божие осмысляются сквозь призму религиозного эволюционизма и учения о богочеловечестве В.С.Соловьева. Трактовка С.Н.Булгаковым специфики  религиозного мифа позволяет диалог православной экзегетики со светскими историками. Теория антиномий П.А.Флоренского ограждает мистическое ядро вероучения, обосновывая традиционное апофатическое богословие. Религиозная философия выступила средством гармонизации веры и знания, религии и науки,  что повышало роль экзегезы,  интерес к ней светской аудитории,  и существенно повлияло на последующее развитие церковной экзегетики.

 
 

 

Плисов Евгений Владимирович (Нижний Новгород),

заведующий кафедрой немецкой филологии

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального учреждения

«Нижегородский государственный лингвистический университет

им. Н.А. Добролюбова»

ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВА КАК САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ЛИТУРГИЧЕСКИЙ ТЕКСТ: ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО И НЕМЕЦКОГО БОГОСЛУЖЕБНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Заповеди блаженства (Блаженны) рассматриваются как частотный самостоятельный богослужебный текст. Установлено, что их использование носит надконфессиональный характер (в немецком христианском богослужебном дискурсе текст используется тремя деноминациями – в католическом, протестантском и православном богослужении), но частотность его исполнения является факультативным категориальным признаком православного немецкого богослужения. В рамках доклада освещаются социолингвистические и культурно-исторические вопросы перевода текста с церковнославянского языка на немецкий. При существующем лексико-грамматическом и стилистическом варьировании чаще всего достигается необходимый уровень адекватности, а также обеспечивается пригодность литургического текста для пения. Указанные переводы сопоставляются типологически с бытующими немецкими вариантами Заповедей блаженства.

 

 

   Перерыв 13.00-14.00.

 

 

Ведущий – Черняк Илья Хацкелевич

 

Петровская Мария Сергеевна (СПб),

аспирант Института русской литературы Российской академии наук

(Пушкинского дома)

Гордыня и смирение: библейские мотивы и персоналии в русском летописании

   Й.Хейзинга считал символическое и богословское представление о библейском грехе гордыни одной из доминант средневекового мировоззрения. В древнерусских летописях наказание за него предстает божественным возмездием, основополагающей причиной неудач и военных поражений. В композиционном отношении она становится важнейшей пружиной действия, провоцируя, например, появление широко распространенной в древнерусском летописании повествовательной модели, построенной на противопоставлении гордыни и смирении («Господь гордым противится, а смиренным благодать дает»). Кроме того, значимость идей гордыни и смирения постоянно подчеркивается отсылками к тексту Священного Писания и его прямым цитированием, мотивирует уподобление действующих лиц древнерусской истории героям библейского повествования (например, царям Давиду и Езекии).

 

Баженова Наталья Михайловна (СПб)

заведующий научно-исследовательским отделом

изданий Академии наук

Библиотеки Российской академии наук

Священные тексты в информационном пространстве Библиотеки Академии наук в первой половине XVIII в.

Первоначальный фонд Библиотеки Академии наук, который в первой половине ХVIII в. формировался в том числе и за счет поступления российских владельческих библиотек, чьи хозяева умирали или попадали у монарха в опалу, содержал значительное количество религиозной и богослужебной литературы. Находясь в противоречии с позитивистской концепцией западноевропейского научного знания, положенной в основу библиотеки, она, тем не менее, заняла там свое место, образовав собственное уникальное пространство, которое оценивалось современниками по-разному.

Изучение места, отведенного в указанный период в Библиотеке Академии наук этой литературе, ее состав и библиографическое отражение в каталогах позволяют выявить особенности бытования священных текстов в академической научной среде и отношение к ним в государственных кругах.

 

Колпакова Наталия Владимировна (СПб),

заместитель директора по научной работе

Библиотеки Российской академии наук

Елкина Надежда Николаевна (СПб),

научный сотрудник Библиотеки Российской академии наук

Электронная библиотека как элемент обучения и воспитания в православной жизни: Собирание, электронная каталогизация и систематизация фондов богословской литературы, её использование в практике православной жизни, обучения и воспитания. Монастырская библиотека Обители Свято-Алексиевской Пустыни (Ярославская область)

До того, как, например, книга с сакральным текстом станет памятником религиозной культуры и попадает в музей, она может пребывать в различных местах. Доклад строится на опыте создания электронного каталога библиотеки Обители Свято-Алексиевской Пустыни во взаимодействии со специалистами из Библиотеки РАН и профессионалами из библиотеки МДА. Первичный разбор фонда выявил книги по всем разделам богословия: Священное Писание. Библия: тексты, комментарии, толкования; богословие, литургика, гомилетика, патрология, агиография, история церкви и мировых религий, др.

Цель каталога сделать духовные тексты доступными всем категориям, населяющим Пустынь – от священнослужителей до гимназистов, силами которых поддерживается среди людей разных возрастов и передается юному поколению лучшие духовные православные ценности.

 

 

Клюкина-Боровик Юлия Викторовна (Екатеринбург),

научный сотрудник

лаборатории археографических исследований

департамента «Исторический факультет»

Института гуманитарных наук и искусств

Уральского федерального университета

Паломнический путь к святым могилам глазами старообрядцев XX века

по письменным и аудиовизуальным источникам

Доклад содержит результаты исследования содержания и ряда символических значений паломничества уральских староверов часовенного согласия к комплексу разрозненных (и разновременных) захоронений старообрядческих скитников на Веселых горах – 30-километровом горном массиве, протянувшемся с севера на юг, вдоль условной границы Европа – Азия (совр. Свердловская обл). В качестве источников, способных дать представление о восприятии и осмыслении этого пути, привлекаются текст старообрядческого духовного стиха «О горах и о пустынех», созданного на рубеже XIXXX вв., письма и устные воспоминания участников молений в 1930–1950-х гг. и фотографии из фонда Древлехранилища Лаборатории археографических исследований Уральского федерального университета.

 

 

Титаренко Евгений Михайлович (СПб),

доцент кафедры английской филологии и перевода

филологического    факультета

Санкт-Петербургского государственного университета

Иеротопия в проекте супраморализма Н.Ф. Федорова

Образы сакрального пространства занимают исключительно важное место в текстах «Философии общего дела» Н.Ф. Федорова. Анализ описаний храмов, икон, храмового действа представляет интерес для выявления особенностей всей конструкции проекта «эстетического супраморализма», в контексте которого иеротопическое мышление, столь характерное для культуры христианского средневековья, включается в структуры дискурса модернистского типа. Изучение текстов Н.Ф. Федорова таких как «Вопрос о братстве и родстве», «Супраморализм, или всеобщий синтез», «Обыденные церкви на Руси», «К росписи стен Кремля (Московского)» позволяет увидеть программу создания архитектурных, живописных, музыкальных образов, содержащих идею  «перенесения» сакрального пространства. В универсализме проекта супраморализма, побуждающего к преображению мира,  творчество обретает смысл сакрального действия, актуализирующего модели иконического поведения в христианской культуре.

 

Сазонова Наталия Ивановна (Томск),

профессор,

заведующий кафедрой истории России

Федерального государственного бюджетного учреждения высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

Структурализм и герменевтика как методологические подходы к изучению сакрального текста

Проблема изучения религиозного сознания тесно связана с анализом сакрального текста. Представляется плодотворным подход П. Рикёра, выделяющего в бытии текста синхронию (статику) и диахронию (динамику). Статика текста представляет отражение «священной реальности» (М. Элиаде), динамика – бытование текста в культуре. Изучить синхронию сакрального текста дает возможность структурализм, позволяющий выявить фундаментальные основания религии. Методология диахронического анализа зависит от характеристик текста и культуры, им представляемой. Представляется, что в этом состоит причина того, что в настоящее время не выработано единой методологии анализа сакральных текстов. Основой такой методологии может быть сочетание методов структурного анализа и герменевтики. 

 

 

 

13  ДЕКАБРЯ  (ЧЕТВЕРГ)

 

ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ,

конференц-зал ГМИР

Начало в 10.00

 

Ведущий – Пчелянская Татьяна Михайловна

 

Дмитриева Татьяна  Николаевна (СПб),

заведующий отделом «Архаические и традиционные верования» ГМИР

Материалы к медвежьему празднику народов Нижнего Амура в фондах ГМИР

Почитание медведя широко распространено у многих народов Сибири и Дальнего Востока. У коренных народов Нижнего Амура одним из важнейших событий в общественной и религиозной жизни является медвежий праздник. Недавно в фонд поступила коллекция рисунков, изображающих фигурные рукояти деревянных ковшей. Рисунки выполнены художником и собирателем И.П. Лавровым с натуры в нивхских селениях Нижнего Амура, а также в музеях, во время его участия в Амуро-Сахалинской экспедиции 1947 г.. Такие ковши изготовлялись специально на каждом празднике, и резьба на них отражала конкретные обстоятельства поимки или выращивания конкретного медведя, в честь которого устраивался праздник. Рисунки дополнены записью беседы автора с одним из местных жителей, а также его отчетом об экспедиции. Коллекция дает богатый и репрезентативный материал для изучения иконографии медведя, связанной с медвежьим праздником, семантики изображений и спирально-ленточной орнаментики, также сопровождающей культовые предметы, используемые на нем.

 

Ханутина Зоя Владимировна (СПб),

научный сотрудник ГМИР

Античный некрополь как сакральный текст (по материалам некрополей боспорских городов Илурата и Китея)

Любой некрополь обладает сакральным статусом. Здесь, в соответствии с трехчастной структурой космоса, во время совершения погребально -поминальных обрядов исчезают границы между земным, хтоническим и небесным мирами, открывается возможность перехода/перевода из одного мира в другой. Сакральное пространство некрополя включает множество различных объектов: погребения различных типов, жертвенные ямы, святилища, тризны, ритуальные площадки с алтарями и жертвенниками, захоронения животных. Следы совершенных в древности обрядов, зафиксированные археологически, позволяют приоткрыть их смысл, прочитать, их как  своеобразный «сакральный текст».

Классические некрополи античного мира, как правило, на протяжении веков сохраняли преемственность. Они использовались представителями одного и того же этноса, одной и той же культуры. Погребальный обряд со временем претерпевал некоторые изменения, но в рамках единой погребально-поминальной традиции.

Боспорское царство, возникнув в начале V в. до н. э. на берегах Боспора Киммерийского в результате объединения греческих городов-колоний,  оказалось в «евразийском коридоре», по которому с конца VII в. до н. э. и до конца VI в. н. э. одна за другой прокатывались волны кочевников: киммерийцев, скифов, сарматов, готов, гуннов. Боспор оказался местом исторической встречи двух  цивилизаций: европейской средиземноморской и азиатской кочевнической и оседлой (синды, меоты и др.), что обусловило неповторимый, сформировавшийся со временем, греко-варварский характер этого государства, особенности его эволюции, экономической и социальной структуры, состава населения, языковой среды, культуры, искусства, религиозных представлений и культов. Это не могло не сказаться и на особом облике некрополей некоторых боспорских городов, в частности Китея и Идурата.

Миграционные волны, частая смена населения, а значит и этнокультурных традиций, приводила на Боспоре к «перемаркировке» существовавших погребальных и поминальных комплексов вновь прибывшим на эти земли этносом. Это проявляется в использовании для новых  погребально-поминальных обрядов уже существовавших склепов, жертвенных ям и святилищ, в их частичной  перестройке, переориентации и переструктурировании, в намеренном включении в погребальный и поминальный инвентарь артефактов предшествующих эпох. Многослойный некрополь Боспорского царства можно сравнить с текстом, поверх которого написаны другие новые тексты, порой перемаркирующие старые, порой стирающие их.

 

 

Гальцин Дмитрий Дмитриевич (СПб),

научный сотрудник

Библиотеки Российской академии наук

КЛАССИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ В ВИККЕ (WICCA): АНТИЧНЫЕ ПРЕДТЕЧИ БОГА И БОГИНИ ЗАПАДНОГО НЕОЯЗЫЧЕСТВА

В настоящем очерке речь пойдет о викке (Wicca) – одной из современных неоязыческих религий. Иногда викку называют «ведовством» (witchcraft) или «современным языческим ведовством» (modern Pagan witchcraft), чтобы отличать это движение от других видов ведовства и «ведовства» как антропологического понятия. Возникшая в Англии в 1950-е годы, викка позиционировалась своими создателями, Джеральдом Гарднером, Дорин Валиенте и другими, как современный вариант «ведовской религии», тайного языческого культа плодородия, бытовавшего в Европе с незапамятных времен. За полвека своего существования викка прошла путь от очередной магической системы в русле западного оккультизма до весьма многочисленной религии, все более заметной в публичном пространстве англо-саксонских стран.

 

Мазалова Наталия Евгеньевна (СПб)

старший научный сотрудник отдела этнографии восточных славян и народов Европейской России

Музея антропологии и этнографии РАН

Функционирование лечебных заговоров в быту современной русской деревни.

В докладе рассматриваются особенности   бытования русских  лечебных  заговоров - сакральных текстов, наделенных магической силой,  в том числе – их пространственные и временные характеристики.   Особое внимание автор уделяет запретам и предписаниям, связанным с  функционированием заговоров.  Многие запреты и предписания  восходят к архаическим представлениям.  До  наших дней сохраняется материализованное восприятие заговоров.  Письменный текст заговора функционирует  параллельно в двух  ипостасях — как амулет, которые  необходимо носить с собой, и как текст, который следовало читать, чтобы придать им действенность.

Особая форма бытования заговоров – письменная. На Русском Севере  рукописные тексты заговоров наделяются большей магической силой, чем устные, а знахарка, обладающая их записями, считается сильным ритуальным специалистом.

 

Столярова Екатерина Владимировна (СПб),

младший научный сотрудник ГМИР

Рецитация имен бога в пуранах (на материале «Вишну-пураны» и «Гаруда-пураны»)

Практика рецитации божественных имен занимает уникальное место в религиозной традиции. Бог выступает под различными именами (Иисус в христианстве, Яхве в иудаизме, Аллах в исламе, Вишну и Шива в индуизме), но всегда имя бога является сутью божественной сущности и объединяет сакральное (божественное) и профанное (мирское) пространство.

Имя Бога играет важную роль в большинстве религиозных традиций мира, однако нигде оно не употребляется в таком объеме как в Индии. В индуистской религиозной практике используются гимны-молитвы для почитания божества (стотры). В санскритской литературе встречается множество произведений такого жанра. Большинство стотр – это гимны, воспевающие личное божество, которые предполагают материальную награду рецитирующему их адепту. Отдельная группа этих гимнов – нама-стотры – базируются на доктрине божественного имени как средстве защиты и освобождения.

 

 

Кашовская Наталья Васильевна (СПб)

(заведующий отделом «Религии Востока» ГМИР)

«Развитие и кодификация еврейского печатного шрифта

(взгляд эпиграфиста)»

В культуре любой человеческой цивилизации письмо представляет собой фиксацию речи для передачи ее в целях общения на расстоянии и во времени. Оно является и образцом культурных заимствований. Примером такого культурно-цивилизационного симбиоза стало развитие и кодификация еврейского квадратного письма. 

 Формирование «квадратного еврейского письма» (кетаб-меруба) происходило на основе арамейского с III-II в. до н.э., и охватило все первые века новой эры. К VII в. оно становится классическим. В распоряжении исследователей наберется едва 100 надписей на камне, выполненных на еврейском языке, этого периода времени, включая земли Иудеи, Средиземноморский бассейн, Причерноморье. Лапидарное письмо, в особенности, развивалось под сильным влиянием арамейского или с использованием его графем. Все первое тысячелетие новой эры (или четвертое по традиционно еврейскому летосчислению) до середины 16 столетия использовался квадратный курсив. Своеобразным графическим атавизмом, то есть, возвратом к более древнему написанию, являлась и лигатура - соединение письменных знаков в одно или нескольких знаках, - которая сохраняется все средние века и остается незабытой в новое время в эпитафиях Кавказа, Крыма и Европы (Восточной и Западной). Именно, в эпиграфике лигатура употребляется дольше всего: при передаче сокращенных форм имен, употребляемой формуле «малого счисления». Поэтому здесь наиболее распространенные варианты лигатурного соединения в один знак двух букв: אалеф с לламедом, - или три: לламед, פпей, קкоф.

К датировке эпиграфических источников почерки и шрифты надписей имеют непосредственное отношение, т.к. они фиксируют определенные навыки и традицию. Две группы шрифтов квадратного письма:  рукописный (курсив) и печатный, - отражают этот длительный процесс.

Насколько результативно используются новые эпиграфические коллекции в датировке перехода в еврейском письме рукописного шрифта на печатный, показывает  каталог надгробных текстов средневекового некрополя Мангупа.

Рукописная группа эпитафийных текстов более разнообразна и вариантна почерками и техникой резьбы. Можно выделить 15 вариантов рукописных почерков, которые функционировали вплоть до XVIII в. Они выделены в сравнительную таблицу, отражающую синхронность и параллельность хождения. В первые четыре группы, обозначенные в таблице римскими цифрами, объединены надписи, которыми владели до конца XVI в. Для них характерны одинаковые приемы и формы букв. Сгруппированные таким образом почерки мастеров-резчиков наиболее полно дают возможность представить как эволюцию почерков, так и отдельно существовавшие различные конкретные формы графем. Это наиболее заметно в традиции начертания букв אалеф, שшин, מмем, לламед. При различных технических приемах резьбы, глубине рисок (она колебалась от 0.2 мм до 0.5мм) и размерах графем (1.5 см на 3 см.) их общий характер начертания очевиден.

Однотипность почерков позволила решить неоднозначные историографические вопросы: о достоверности эпиграфического корпуса, как исторического источника и, тем самым, ввести  его  в научный оборот; о времени начала функционирования общины и существования некрополя.


 

Филькин Константин Николаевич (Томск),   

соискатель кафедры

истории древнего мира,

средних веков и методологии истории

Томского государственного университета     

Пространство сакральных текстов бенгальского вайшнавизма: источниковедческий анализ

В работе приводится источниковедческое исследование сакральных текстов бенгальского вайшнавизма XVI-XIX вв. Также дается историографический обзор изучения данного течения индуизма; отмечены особенности работ индийских ученых и динамика европейского критического подхода к изучению индийской книжности. Дополнительно приводятся выполненные уже в XX в. основные публикации, представляющие собой переводы на европейские языки и критический анализ сакральных текстов указанной религиозно-философской школы. Особое внимание уделено агиографическим текстам как сакральным письменным источникам, выражающим ценностный идеал бенгальского вайшнавизма: суть понятия «святость» и отличительные характеристики личности святого. Отмечены некоторые отличительные особенности агиографической литературы вайшнавизма в сравнении с христианскими агиографическими источниками.

 

Кикнадзе Диана Гургеновна (СПб)

ассистент кафедры Центральной Азии и Кавказа Восточного факультета

Санкт-Петербургского государственного университета

МИР ЯПОНСКОЙ БУДДИЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ СЭЦУВА. ИСТОКИ, БЫТОВАНИЕ, МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ.

Доклад будет освещать вопросы жанра  сэцува – второстепенного жанра японской буддийской литературы, служившего для толкования пастве трудных китайских сутр в пору распространения буддизма (VI-VIII вв.).

 В сэцува на примере житейских ситуаций доступным языком показаны критерии поведения истинного буддиста, отражены издержки основных сутр. Эта литература служит показателем бытования и популярности тех или иных сутр, идей, представителей буддийского пантеона, общей духовной атмосферы японского общества. В поздние века (к X-XIII вв.) жанр претерпел большие перемены, теряя религиозный дидактизм и вбирая новые сюжеты, однако до сих пор этот жанр можно назвать одним из труднодоступных для чтения и понимания современным читателем. В докладе будет сделана попытка реабилитировать жанр сэцува как важный материал для исследования религиозной атмосферы Японии в VIII-XII вв.

 

 

Альбедиль Маргарита Федоровна (СПб),

ведущий научный сотрудник

Музея антропологии и этнографии 

им. Петра Великого

Российской академии наук

МИФОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА САКРАЛЬНЫХ ТЕКСТОВ В ИНДУИЗМЕ

На всем протяжении своего существования индуизм  был и остается религией по преимуществу мифологической, а не догматической религией писания, как конфессии иудео-христианского круга, обычно диктующие стереотипы нашего восприятия религии. Вследствие этого индуизм  всегда базировался на мифах как на бытийной основе и был ориентирован на создание сакральных текстов, численно ограниченных, но ценностно-значимых, предназначенных на все случаи религиозной практики и жизни, как и на все времена. Даже в философских текстах мы находим трудно представимые для западного ума примеры симбиотического соединения философии с мифологией. С этими особенностями текстовой деятельности связаны сложности ее интерпретации, обусловленные спецификой мифологического мышления,  во многом парадоксального с нашей точки зрения.

 

Мазурина Валентина Николаевна (СПб),

старший научный сотрудник ГМИР

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ИКОНОГРАФИИ ЛОКЕШВАРА В НЕПАЛЕ.

( ПО МАТЕРИАЛАМ НЕПАЛЬСКОЙ КОЛЛЕКЦИИ ГМИР)

В собрании Государственного музея истории религии в составе непальской коллекции имеется серия монохромных ксилографий с изображением различных иконографических форм бохисаттвы милосердия Авалокитешвары (всего более 15). В Непале это - один из самых почитаемых персонажей буддийского пантеона. Здесь чаще всего его называют Локешвар (букв. «владыка мира»).  Согласно непальским источникам, существует более 108 форм Локешвара. Каждый образ имеет свою особую иконографию и легенду. Главная функция Локешвара – милосердие и помощь страждущим. В результате проведенных исследований каждый из имеющихся в коллекции изображений удалось атрибутировать. Таким образом, музей обладает уникальной серией изображений Локешвара.

 

 

Перерыв 13.00-14.00.

 

Ведущий – Бахтеева Мария Сергеевна

 

 

Байдаров Еркин Уланович (Республика Казахстан, г. Алматы),

научный сотрудник

Института философии, политологии и религиоведения

Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстан

РОЛЬ РЕЛИГИИ В ОБЩЕСТВЕННОМ РАЗВИТИИ

Религия как духовная основа человека и социума сегодня приобретает особое звучание, определяя существование человека и общества, оказавшихся в плену «иллюзий» тех или иных социально ориентированных парадигм. Как следствие, происходит мас­совая дегуманизация общества, которое в конечном итоге лишается культуры и превращается в человеческую массу, из которой можно лепить «со­циальных монстров», что может стать прекрасной средой для тер­роризма, экстремизма и других социально опасных проявлений.

Религия, задавая нравственные параметры общественного развития, делает актуаль­ными разработку новых научных и концептуальных подходов в определении роли религии в светском обществе, выбора модели взаимодействия государства и религии, выяснению возможностей трансляции религиозных и религиоведческих знаний в системе образования  т.д.

 

Мирзаев Джалалитдин Зайниевич (Республика Узбекистан, г. Термез),

старший научный сотрудник Термезского археологического музея

К ИЗУЧЕНИЮ РОДОСЛОВНОЙ ТЕРМЕЗСКИХ САЙИДОВ

 

Нейматзаде Сабина Алескер (Азебайджанская республика, Баку),

старший научный сотрудник отдела арабоязычных рукописей

Института Рукописей имени М.Физули НАН

Азербайджанской Республики

 РУКОПИСИ ТЕКСТА И ТОЛКОВАНИЯ СВЯЩЕННОГО КОРАНА                                                

Древние тексты, и тексты священных писаний являются для всего человечество бесценным наследием. Так как письменность является основным средством хранения и передачи информации будущим поколениям. В музеях, в фондах и институтах рукописей хранятся, изучаются,  при необходимости  реставрируются  бесценные, уникальные образцы текста и разных толкований, священного Корана. В институте рукописей имени М.Физули  НАН Азербайджанской Республики также  хранятся и изучаются  уникальные экземпляры текста и толкования Священного Корана.

 На мусульманском востоке книга всегда являлась бесценным подарком. В особенности ценились художественно оформленные и украшенные     орнаментами рукописи Священного Корана.

 

Нейматзаде Сабира Алескер (Республика Азербайджан, Баку),

преподаватель кафедры истории философии и культурологи Бакинского Государственного Университета

ЭЗОТЕРИЧЕСКИЕ МЫСЛИ В ПОЭЗИИ НАСИМИ

Средневековая Восточная поэзия такая эзотерическая сокровищница, которая требует высокой эрудиции, для понятия превосходна использованных высотных метафор и  кодированных слов.    Самые умные и мудрые люди человечество использовали систему кодирования для защиты от агрессии и преследований и для передачи будущим поколениям сакральные информации и иррациональные знания. 

Суфитская поэзия – считающаяся философско-мистической литературой самое ценное наследие восточного эзотеризма.  Один из ведущих представителей суфитской поэзии азербайджанский поэт-философ Сеид Имадеддин Насими в своей прозе говорит о тайном воззрении слова и его сверхъестественности. «Для получения драгоценности из сокровищницы сначала надо открыть его дверь. Если человек найдет дорогу к Богу, он сможет понять его тайны».

 

Нишанова Татьяна Александровна (СПб),

научный сотрудник ГМИР

ТРАКТАТ НАСИРИ ХОСРОВА «ВАДЖХ-И ДИН» («ЛИК ВЕРЫ») КАК СВЯЩЕННАЯ КНИГА ИСМАИЛИТОВ

В социально-политических процессах в мире определенная роль всегда принадлежит религиозным организациям, ориентирующим население в той или иной сфере жизни. Исмаилизм как религиозное движение шиитского толка имеет многовековую историю и существует и в наши дни. Исследование трактатов средневековых исмаилитских философов дает возможность поразмышлять над идеологией и практической деятельностью современного руководства исмаилитской общины.

Изучению жизни и творчества Насири Хосрова (1004 -1073) посвящено много исследований. Его трактат «Лицо веры» состоит из 51 главы и включает в себя все основные аспекты религиозной жизни мусульман с точки зрения исмаилитов при помощи особого метода толкования та’вил. Насири Хосров был успешным худжжатом-проповедником, чем навлек на себя преследования мусульманского духовенства и скрывался в горах Памира.  В Бадахшане есть особая секта насирийе,  сохранившая легенды о «святом Шох Насире». Особой популярностью среди памирских исмаилитов пользуется  его книга «Ваджх-и дин» («Лик веры»), которую читают их пиры и заместители своей пастве. Популярность и почтение к нему настолько велики, что верующие читают оду-молитву в честь Насири Хосрова.


Дата публикации: 20.03.2012

190000 Санкт-Петербург, Почтамтская ул., 14/5

(812) 315-30-80