• izi.Travel Аудиоэкскурсии
  • izi.Travel Аудиоэкскурсии

Тезисы конференции «РЕЛИГИЯ И ВЛАСТЬ»

Министерство культуры  Российской Федерации

Государственный музей истории религии

международная научно-практическая конференция

 

«РЕЛИГИЯ И ВЛАСТЬ»

16-17 июня 2014 года

Программа

 

16 июня, понедельник. Государственный музей истории религии

(ул. Почтамтская, д. 14, конференц-зал).

 

 

Кантор Владимир Карлович,

профессор философского факультета Национального Исследовательского Университета

«Высшая школа экономики»,  доктор философских наук

Отец Александр Мень как явление

В системе отношений православной церкви и власти в послесталинский период отец Александр Мень был явлением необычным, если не сказать – уникальным. После десятилетий уничтожения высших иерархов православия (расстрелы, тюремные сроки, лагеря) священнослужители получили прививку абсолютного подчинения властям предержащим. Стали сервильными и холопски послушными. Отец Александр Мень не был диссидентом, он просто позволил себе мыслить самостоятельно. И этого оказалось достаточным, чтобы он вырос в серьезного противника официальной РПЦ. Воспитанник «катакомбной церкви» он и в РПЦ сохранял этот дух независимости. Его книга «Сын человеческий» стала событием в литературе христианского просветительства. Его пафос не был пафосом бунта, это был пафос, используя слово Пушкина, «самостоянья». Но независимость всегда чревата гибелью.

 

Поканинова Елена Борисовна,

профессор кафедры государственно-конфессиональных отношений Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ,

Государственный Советник I класса Республики Калмыкия,

доктор философских наук, кандидат социологических наук

Государственно-конфессиональные отношения в Европейском Союзе (на примере Бельгии) и в Российской Федерации (на примере Республики Калмыкия):

теория и практический опыт

В данном докладе автором была поставлена задача: каким образом в Бельгии, одной из 28 стран-участниц Европейского Союза, и в Республике Калмыкия, в одном из 83 регионов Российской Федерации, решают актуальные проблемы государственно-конфессиональных отношений? Как показывает проведенный автором  анализ этих отношений в Бельгии, данный процесс проходит с учетом многообразия исторических, религиозно-правовых, лингвистических, экономико-финансовых систем, религиозных общин, национальных культур. Такой же сложный, длительный процесс выстраивания государственно-конфессиональных отношений мы наблюдаем и в Российской Федерации на региональном уровне, раскрывая особенности регионального опыта нашей страны. Таким образом, в настоящей работе под государственно-конфессиональными отношениями автор понимает совокупность исторически складывающихся и изменяющихся форм взаимосвязей между институтами государства и религиозными институциональными образованиями. При помощи исторического метода, системного и контент-анализа, автор разрешает следующие задачи: -дана характеристика факторов динамики государственно-конфессиональных отношений, определение ее видов и их соотношения;- проведено исследование религиозной ситуации, состояния и проблем государственно-конфессиональных отношений в Бельгии и в Республике Калмыкия; - выявлены социально-политические факторы, определяющие взаимодействие между органами государственного, муниципального управления и традиционными конфессиями в Бельгии и в Республике Калмыкия;- определены перспективные направления и методы социальной политики в сфере оптимального взаимодействия органов государственной власти и религиозных организаций Бельгии и в Республики Калмыкия. В данной работе автором  раскрываются в сравнительном контексте: исторические предпосылки, послужившие основой для современных государственно-конфессиональных отношений; правовые источники и правовой статус религиозных общин; политико-религиозные отношения; влияние религиозных общин на культурную, образовательные сферы общества, а также отношения со СМИ и в Бельгии, и в Республике Калмыкия. Автор считает, что при обращении к рассматриваемой теме особенно ценно научное наследие философов, социологов и историков, как отечественных, так и зарубежных, и раскрывает научные труды отечественных религиоведов, посвященных анализу религиозной ситуации в различных регионах России. В заключении автор приходит к выводу, что в современном, динамично развивающемся мире, религиозный фактор является самостоятельной реальностью, т.к. за ним стоят геополитические, политические, социальные, экономические интересы. В связи с этим, проблема выстраивания оптимальной модели государственно-конфессиональных отношений, почти во всех странах, приобретает особую актуальность. И многонациональные и поликонфессиональные страны, и регионы, переживают различные трансформации, порой проходящие очень болезненно. При этом, исторический опыт, духовные взаимосвязи и основные доктринальные религиозные убеждения влияют на особенности государственно-конфессиональных отношений и в Бельгии, и в Республике Калмыкия.

 

Гераськин Юрий Вениаминович,

профессор кафедры истории России

Рязанского государственного

университета имени С.А. Есенина,

доктор исторических наук

Практика реализации политики мультикультурализма

в Рязанской области (на примере мусульманской общины)

Сфера межнациональных и межконфессиональных отношений в Российской Федерации была и остается одним из самых проблемных и сложно регулируемых аспектов жизнедеятельности общества. Современная миграция населения приобрела характер вынужденного переселения и представляет собой многогранное явление, влияющее на все стороны развития общества, будь то экономика или политика, демографические процессы или национальные отношения, идеология или религия. Это очередной раз подтвердил межэтнический конфликт в Бирюлево. При этом несомненно, что этнический и религиозно-конфессиональные факторы тесно взаимосвязаны. В докладе дается анализ межэтнических и межконфессиональных отношений в Рязанской области на примере мусульманской общины, степени ее кросскультурной адаптивности и политики государственной исполнительной власти в этой сфере.

 

Гутнер Григорий Борисович,

профессор, заведующий кафедрой философии

Свято-Филаретовского православно-христианского института,

доктор философских наук

Дискурс власти и религиозная идеология

Дискурс власти рассматривается как совокупность дискурсивных практик, опирающихся на истину. Такой дискурс исключает, что его высказывания могут быть гипотетическими и подверженными критике. Эти высказывания (или следствия из них) приобретают смысл безусловных предписаний. Ядром такого дискурса является идеология. Последняя понимается как система идеализаций, претендующая на исчерпывающее описание реальности и исключающая всякое альтернативное описание. Религия способна развивать такого рода дискурсы именно потому, что претендует на окончательную истину. Вероучительные тексты религий (по крайней мере, авраамических) могут быть преобразованы в идеологии. Это порождает ложную дихотомию в отношениях религии и светского государства: либо стремиться к господствующей позиции, либо позиционировать себя, как гонимую

 

Полякова Наталья Валерьевна,

доцент кафедры теории и философии политики факультета политологии

Санкт-Петербургского государственного университета,

кандидат философских наук

Роль религиозного фактора в демократическом дискурсе: традиции и новации

В рамках эволюции европейского демократического дискурса, сформировавшегося, в том числе, и в русле традиции христианства, была осуществлена десакрализация определенных религиозных принципов посредством их преобразования в политико-идеологические конструкции (например, идеи свободы, равенства, солидарности и т.д.). Его теоретики, провозгласив принципы свободы совести и светскости, а также идейно обосновав практические шаги по отделению церкви от государства, стремились исключить религиозный фактор из сферы публичного пространства и оттеснить в сферу приватности, где он и получал гарантии своего существования в условиях общества эпохи Модерна. Но современное развитие теории и практики демократии привело к необходимости осознания факта «реинкарнации» религиозного фактора в пространстве публичности. Демократический дискурс открывается сегодня навстречу религиозной проблематике не только в силу объективных обстоятельств, но и исходя из своей собственной противоречивой внутренней логики и структуры.

 

Гончаров Олег Юрьевич,

Первый заместитель председателя Евро-Азиатского отделения

Генеральной Конференции Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня,

член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ

Роль религиозных организаций в решении проблем реализации российского законодательства о свободе совести и религиозных объединениях

В своей деятельности религиозные организации России сталкиваются с различными проблемами, краткий анализ которых будет представлен в докладе. Выступление посвящено вопросу взаимодействия религиозных организаций с различными институтами общества для решения проблем своей деятельности. Рассматриваются различные площадки взаимодействия религиозных объединений с обществом и государством, дается оценка их эффективности и перспектива дальнейшего развития. Выдвигаются предложения к органам государственной власти взаимодействующими с религиозными объединениями для повышения эффективности их работы. Рассматривается вопрос о влиянии межконфессиональных отношений на решение проблем свободы совести, делаются прогнозы развития этих отношений. Даются предложения к религиозным организациям по повышению их роли в защите прав верующих и решению проблем свободы совести.

 

Завальный Вячеслав Дмитриевич,

секретарь-референт Санкт-Петербургского филиала Отдела внешних церковных связей МП, магистр богословия

Диакония в Евангелическо-лютеранской Церкви Финляндии

 

Алексеевская Мария Владимировна,

магистрант Института философии Санкт-Петербургского государственного университета

Влияние нео-кальвинизма на современную политическую ситуацию в Канаде

На рубеже XIX — XX веков в Нидерландах возникло движение «нео-кальвинизм», основателем которого стал теолог, политик, публицист Абрахам Кёйпер. Опираясь на работы Жана Кальвина, Кёйпер выстраивает свою концепцию христианского мировоззрения, которое охватывает всю жизнь целиком, включая образование и искусство. Он предлагает программу политического и культурного обновления, альтернативную идеалам Просвещения, пробудившим когда-то Французскую революцию. Во второй половине прошлого столетия нео-кальвинизм находит свое продолжение на североамериканском континенте. Особенно заметно влияние нидерландских реформатов в Канаде, в религиозной и политической жизни которой они играют сегодня заметную роль. Следуя завету Кёйпера, говорившего о необходимости христианизации различных сфер жизни, канадские реформаты занимают активную позицию в обсуждении и решении различных злободневных проблем, волнующих канадское общество.

 

Метлицкая Зоя Юрьевна,

старший научный сотрудник отдела истории

Институт научной информации по общественным наукам РАН,

кандидат  исторических наук

Власть Бога и свобода человека в произведениях Джона Мильтона

Теологические воззрения Джона Мильтона трудно вписать в рамки определенного богословского течения или системы, они представляют собой не столько размышления философа, сколько попытку зафиксировать собственный религиозный опыт, используя идеи и концепции знакомых теологических систем.  В своем докладе я постараюсь показать, что и богословские, и литературные произведения Мильтона отражают его попытки разрешить внутреннее противоречие между религиозной потребностью принять высший и безусловный авторитет Бога и политическими идеалами, подразумевавшими отрицание монархической власти королей и епископата. Возможно, именно эта двойственность, так до конца и не преодоленная, придает такое очарование «Потерянному раю», в том числе в глазах современных читателей.

 

Булдакова Елена Викторовна,

докторант Киевского Национального Университета им. Т.Г. Шевченко,

кандидат исторических наук

Светские и теократические аспекты обоснования королевской власти

в работах французских легистов первой половины ХIV в

Проводниками политики усиления королевской власти во Франции в первой половине ХIV ст. были государственные чиновники, имеющие юридическое образование и занятые в сфере администрирования и судопроизводства – легисты. Их деятельность получила распространение в период правления одного из самых ярких представителей династии Капетингов Филиппа IV Красивого и была направлена на обоснование королевских прав и конечного утверждения принципа верховенства королевской власти в условиях формирующегося централизованного государства. Доказательства монаршего приоритета легисты, прежде всего, черпали в статьях римского права, однако в их правоведческих трактатах также заметную роль играли и положения предшествующих теологических концепций власти.

Именно характеру и особенностям синтеза юридических и богословских тезисов в работах таких ученых как Гийом Ногаре, Пьер Дюбуа, Гийом Плезиан будет уделено автором главное место в докладе.

 

Арутюнян Юлия Ивановна ,

доцент кафедры искусствоведения

Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств,

кандидат искусствоведения

Готика XVII века: риторика стиля в контексте проблемы религии и власти

Архитектурный язык риторичен по своей сути, выбирая определенный стиль, заказчик и зодчий превращают сооружение в определенное «высказывание», смысл которого неоднозначен. На излёте готики в XVII столетии ей отводится определенная риторическая роль. Позиционируя памятники в контексте истории как символ славного прошлого и указание на права короны, и как типичный для католической традиции стиль, лежащий в основе древнего благочестия, автор программы создает образ, содержательный аспект которого связан с идеями Веры и Власти. Возведение собора Святого Креста в Орлеане, восстановленного под руководством Этьена Мартелланжа, становится программным заявлением Генриха IV, по воле которого в 1601 году и начинаются работы по реконструкции разрушенного в ходе гугенотских войн храма.

Готика как идея сохранения традиции, неизменности норм в рисунке и гравюре превращается в особенный изобразительный язык. Рисунки Этьена Мартеланжа могут восприниматься как самостоятельные произведения, отобразившие со всей полнотой трагическую незащищенность, конструктивную сложность и прихотливость динамически нарастающих вертикалей построек Орлеана, Авиньона, Буржа, Дижона, Лиона. Зарисовки Андре Фелибьена, являясь, в сущности, политической программой, прославляющей королевскую власть, и посвященный «Памятникам французской монархи» опус Бернара де Монфокона отличаются весьма точным воспроизведением готических построек, скульптуры, витражей и предметов прикладного искусства.

Вера и вопросы религиозного возрождения, историческая конъюнктура и указание на происхождение значимых институтов, культурное наследие прошлого, власть и политика – приобретают важное значение в диалоге искусства XVII века со средневековой традицией. Готика превращается в «риторическую фигуру», обращение к которой становится очевидной попыткой сформулировать значимый в контексте конкретного памятника тезис.

 

Кариков Сергей Анатольевич,

доцент кафедры социальных и гуманитарных дисциплин

Национального университета гражданской защиты (Харьков)

Религиозно-политические проблемы конфессиональной эпохи в письмах

Иоганна Бугенхагена

Переписка Иоганна Бугенхагена является важным источником, освещающим события лютеранской конфессионализации. Одно из центральных мест в ней принадлежит характеристике событий религиозно-политической жизни немецкого общества. Письма Бугенхагена отражают различные процессы, свидетелем и участником которых был автор: реформационное движение в немецких городах, формирование территориальной организации Евангелической Церкви, становление лютеранской догматики и культа, распространение Реформации в странах Европы, борьбу протестантской и католической группировок. Письма виттенбергского реформатора позволяют сделать вывод об активном участии Бугенхагена в осуществлении лютеранской конфессионализации как одного из ее ведущих деятелей. Позиция Бугенхагена – убежденного последователя Мартина Лютера, одного из ближайших его соратников – проявилась в ходе осуществления обязанностей теолога, проповедника, организатора Церкви, преподавателя.

 

Пчелянская Татьяна Михайловна,

главный специалист по музейному развитию ГМИР, кандидат культурологии

Культовый предмет или феномен культуры?

Проблемы социально-культурной детерминации

 

Сатростина-Трубицына Наталья Анатольевна,

доцент, преподаватель истории Янг Хэррис Колледж, США, PhD

Преодолевая одиночество в эмиграции: О роли православной церкви в Париже в жизни российских эмигрантов в межвоенной Франции

В докладе будут рассмотрены проблемы одиночества в прозе русских писателей-эмигрантов Ивана Бунина и Надежды Тэффи. Русские писатели-эмигранты анализировали проблемы непростой адаптации выходцев из России в межвоенной Франции. Во многих рассказах Тэффи предлагала различные механизмы и способы борьбы с эмигрантской тоской и одиночеством: вовлеченность в жизнь русской диаспоры и размышления о религии помогали русскому эмигранту, как считала Тэффи, преодолеть значительный кризис. В 1924 году Бунин выступил с речью о миссии русской эмиграции: эта миссия заключалась в том, чтобы сохранить русскую культуру. Тэффи и Бунин утверждали, что именно вовлеченность в дела российской диаспоры и диалог с Богом помогала эмигранту преодолеть одиночество.

 

 

 

17 июня, вторник.

Государственный музей истории религии (ул. Почтамтская, д. 14, конференц-зал).

 

 

Гашков Игорь Сергеевич,

соискатель исторического факультета Московского государственного университета

Ереси XI-XII веков: государственно-конфессиональное сотрудничество

перед лицом общей опасности

Преследование еретиков – людей,  определить вину которых могла  только Церковь, а наказать  только миряне  – требовало сотрудничества между клиром и властью.  В докладе исследуется то, как  возрождение ересей в XI веке оказало воздействие на разделение полномочий между Церковью и мирскими властями в Средние века. При исследовании этой проблемы я буду использовать исторические свидетельства 1000-1150 годов: хроники Адемара Шабаннского, Рауля Глабера, Ламберта Герсфельдского, историко-полемические сочинения  Ландульфа Старшего, свод жизнеописаний «Деяния епископов Льежских» Геригера и Ансельма Льежских, а также ряд других источников.

Возрождение ересей в первой половине XI века непосредственно предшествовало Григорианской реформе, в ходе которой Церкви удалось восстановить свою независимость от светской власти.  Двойственный характер отношений мирских правителей с еретиками,  крайности попустительства и репрессий при отношениях с инаковерующими использовались церковными авторами в критике монархов XI века, а также при обосновании права Церкви на обладание высшим авторитетом в целом ряде значимых для общественной жизни  вопросов. Столкновение людей Средневековья с новым вызовом – ересями – способствовало практическому применению принципа, в соответствии с которым сообщества клириков и верующих мирян действуют автономно при решении общей задачи.

 

Кашовская Наталья Васильевна,

заведующий отделом «Религии Востока» Государственного музея истории религии

Узаконение крымских караимов Российской империей

и самоидентификация караимов в проблеме караимской истории

 

Соколова Алла Викторовна,

старший научный сотрудник

Государственного музея истории религии,

кандидат архитектуры

«Всеподданнейше просим Ваше Величество принять Тору…». Практика подношения свитков Торы представителям власти и ее репрезентация в прессе

и в Музее истории религии

В докладе будут рассмотрены публикации: газетные сообщения о случаях дарения свитка Торы царю Николаю II от имени еврейских общин (1909 – 19014 гг.) и выступление делегата съезда еврейских организаций от партии Бунд (Киев, 1917 г.) с критикой этой практики, а также ее репрезентация на Антирелигиозной выставке 1930 г. и в довоенной экспозиции МИР. Сравнение указанных источников позволит прояснить характер критики взаимодействия еврейских религиозных и властных институтов Российской империи в рамках советского антиклерикального дискурса.

 

Смирнова Екатерина Викторовна,

доцент Восточного факультета

Санкт-Петербургского государственного университета,

 кандидат исторических наук

Религия и политические технологии в Индии

Несмотря на то, что официальная идеология страны является светской, на сегодняшний день сильное влияние религии на политику остается одной из важнейших черт индийской государственности. В массовом сознании связь религии и политики еще глубже. Это нередко используется лидерами и идеологами партий в различных целях. И поскольку в индийском общественном сознании укоренилось представление о том, что именно индуизм определяет целостность и сохранность индийской культуры, наиболее влиятельные организации в своих лозунгах делают ставку на индусские идеалы и традиции. Более того, парадокс политической жизни Индии состоит в том, что руководствуясь конституционными светскими нормами жизни, регулировать политическое поведение общества, полностью отказавшись от религии очень трудно.

 

Краснодембская Нина Георгиевна,

ведущий научный сотрудник Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого  РАН (Кунсткамеры), доктор исторических наук

Соболева Елена Станиславовна,

старший научный сотрудник Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого  РАН (Кунсткамеры), кандидат исторических наук

Шри Ланка в период португальской экспансии (1515 – 1658): правитель и церковь

 

Альбедиль Маргарита Федоровна,

ведущий научный сотрудник Музея антропологии и этнографии

имени Петра Великого  РАН (Кунсткамеры),

доктор исторических наук

О сакральной природе царской власти в традиционной индийской культуре

Царской власти в Индии приписывалась сакральная основа со времен архаики, которая во многом была продолжена в традиционной культуре. На пространство социально-политических отношений проецировалась мифология, а образцом идеального царя считался глава пантеона. Еще в ведийских источниках было указано, что истинные цари – боги, а земные правители лишь выразители их воли. Правитель должен был подчиняться своей сакральной роли.  В индийской культуре представления о божественности правителя или даже всей правящей структуры сохранялись вплоть до XX в. благодаря традиционно-мифологической ориентации общественного менталитета.

 

Карпов Александр Владимирович,

старший научный сотрудник Отдела хранения экспозиции

Государственного музея истории религии,

кандидат философских наук

Государство и церковь в Северо-Восточной Руси XI в

 

Петров Николай Игоревич,

преподаватель  Санкт-Петербургского подворья Константино-Еленинского

женского монастыря,

кандидат исторических наук

«Великое смятение» в Пскове в 1540 г

Известие летописи о «великом смятении», охватившем псковичей после того, как в 1540 г. некие «переходцы с ыныя земли» принесли к ним в город деревянные скульптуры свв. Николая Чудотворца и Параскевы Пятницы, обычно трактуется исследователями в качестве указания на отсутствие в Пскове в предшествующее время традиции изготовления и почитания подобных изображений. Принимая во внимание распространение на Руси икон-скульптур уже в XIII-XIV вв., крайне затруднительно допустить возможность пребывания Пскова в состоянии такого рода «изоляции» вплоть до середины XVI в. Для верного понимания сообщений о событиях 1540 г. важное значение имеет существование в Пскове той поры особой группы населения — 300 московских семей, переселенных сюда Василием III после присоединения города к Москве в 1510 г. «Великое смятение» псковичей 1540 г. отражает неприятие местными жителями именно московских скульптур, появление которых в городе было обусловлено предпочтениями переселенцев.

 

Киселева  Марина Сергеевна,

заведующий сектором Института Философии  РАН,

доктор философских наук

Сакральное как основа барочного текста: эмблематика власти в

«Книге Любви знак в честен брак» Кариона Истомина

Барочная культура – сложно организованная и структурированная контекстуальность, несмотря на кажущуюся хаотичность идей и тем, демонстрирующая соединение несоединимого: мистики и рациональности, веры и знания, морали и права, сакральности и гражданственности. В докладе речь пойдет об усвоении и воплощении на российской почве в последний период существования Московского Царства барочных властных идей, выраженных в эмблематической форме, которая позволила автору прославить, укрепить и представить в высшем сакральном смысле царскую власть. «Книга Любви знак в честен брак» Кариона Истомина (1689 г.), иллюминированная рукопись, которая была поднесена по случаю вступления в брак молодым Петру Алексеевичу и Евдокии Феодоровне, содержит как силлабические стихи, так и эмблематы, дающие знания-советы, которые касались разных сторон царской власти. Автор полагал, что эти советы способны как выразить сакральную метафору власти, так и быть примененными в деле управления Царством.

 

Алексеева Светлана Ивановна,

доцент кафедры истории (Р 12) Балтийского государственного

технического университета «ВОЕНМЕХ» им. Д. Ф. Устинова,

кандидат исторических наук

Идеал симфонии и синодальная модель церковно-                                государственных отношений в России: к вопросу о пределах реформаторских возможностей самодержавия пореформенного времени

В докладе исследуется, насколько глубоко церковная реформа Петра I потрясла традиционные основы церковно-государственных отношений в России, и какие направления их многовекового развития устояли под ее натиском. Рассматривается «теория ктиторства» императора в церкви, ее включенность во властную доктрину «народного самодержавия», отношение основных сословных групп и общественных сил к представлению об императоре как главе церкви, де-юре зафиксированному в законе о престолонаследии 1797 г., направленность архиерейских программ реформы высшего церковного управления. Даются ответы на вопросы: какие элементы симфонической модели церковно-государственных отношений самодержавие смогло поставить себе на службу в условиях пореформенного развития, а в чем состоял предел его реформаторских возможностей в реставрации симфонических порядков.

 

Шарая Людмила Александровна,

магистрант 2 года обучения

НОУ ВПО "Европейский университет в Санкт-Петербурге"

Конструирование сакрального образа власти в манифестах Николая I

В моем докладе я бы хотела рассмотреть, как использовался религиозный аспект в официальных обращениях императора, манифестах, при Николае I. В текстах самих манифестов можно найти различные примеры проявления божественной милости как к самому императорскому дому, так и к Российской империи и подданным. Кроме того, в обращениях конца царствования были использованы цитаты из Священного писания. Однако власти показывали сакральность своего образа не только через текстовое содержание манифестов, но и через способ донесения информации. Как известно, их читали в церквях после службы, и Синод постановлял, что именно должно быть оглашено после прочтения самого текста. Таким образом, манифесты были одним из важнейших инструментов для конструирования сакрального образа власти.

 

Поляков Алексей Геннадьевич,

помощник директора Кировского филиала

Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ,

 кандидат исторических наук

«Правые» церковные разделения как реакция традиционного общества на модернизационные процессы в СССР

Наименее идеологически и политически ангажированной и оптимально учитывающей формационный, цивилизационный, модернизационный подходы в развитии общества является концепция в изучении «правых» церковных разделений с точки зрения религиозно-политического нонконформизма в отношении легитимации Русской Православной Церковью политического режима светского государства в контексте модернизационного развития общества. В более общем, схематичном виде её можно представить как реакцию традиционного общества на модернизационные процессы в СССР.

 

Фабинский Михаил Владимирович,

аспирант Российского Государственного Социального Университета (Москва)

Материалы Фонда № 369 (В.Д. Бонч-Бруевича) как источник по изучению проблемы взаимоотношения власти с религиозными организациями

Материалы Фонда №369 содержит  целый блок документов, касающихся взаимоотношения власти с религиозными организациями. Во многом сохранность подобного пласта материалов связана с деятельностью В.Д. Бонч-Бруевича. Уникальность данного человека заключается в том, что он не только являлся крупнейшим специалистом по религиозному вопросу, но и стал членом первого советского правительства: т.е представлял собой и науку, и власть.

         Хронологически документы данного фонда датируются  концом XIX- серединой XX вв. Материалы включают как разработки по религиозным вопросам самого В.Д. Бонч-Бруевича, так и письма, предложения приходящие к нему. Важнейшей спецификой фонда является не только то, что религиозным проблемам посвящена значительная часть материалов, но и их многогранность, захватывающая большинство конфессий страны.

 

Шкаровский Михаил Витальевич,

ведущий научный сотрудник Центрального государственного архива Санкт-Петербурга,

доктор исторических наук

Религиозная политика городских властей в блокадном Ленинграде

Религиозный фактор сыграл существенную роль в обороне Ленинграда. Действовавшие во время блокады 10 православных храмов способствовали мобилизации материальных средств и духовных сил горожан. Это не могли не учитывать ленинградские власти, их церковная политика начала меняться еще до кардинального изменения общегосударственного курса. Это выражалось в предоставлении общинам необходимого для проведения богослужения вина и муки, открытия для доступа горожанам ряда закрытых прежде храмов с устройством в них патриотических экспозиций и т.д. В то же время, «потепление политического климата» затронуло не все религиозные движения. Оппозиционные советской власти церковные группы продолжали подвергаться репрессиям. В целом же к моменту освобождения Ленинграда от блокады взаимоотношения властей и православных общин города существенным образом изменились.

 

Пленарное заседание

«Императорское Православное Палестинское Общество:

история и современность»

 

Чумакова Татьяна Витаутасовна,

профессор кафедры философии религии и религиоведения

Санкт-Петербургского государственного университета,

доктор философских наук

ИППО и власть в России конец ХХ — начало XXI вв.

В докладе анализируется проблема взаимоотношения государства и церкви в вопросе восстановления структур ИППО  в конце XX-начале ХХI вв.

 

Панеях Алла Викторовна,

заведующий отделом «Научная библиотека» ГМИР

Из истории одной коллекции: библиотека Императорского Православного Палестинского Общества в собрании Научной библиотеки Государственного музея истории религии.

Доклад посвящен одной из наиболее ценных книжных коллекций в составе Научной библиотеки ГМИР – библиотеке Императорского Православного Палестинского Общества. На большом архивном материале впервые воссоздается сложная история этой библиотеки: ее перемещения, забвение и борьба за сохранение целостности. Она прекратила свое существование в 1917 г. и только благодаря  усилиям  директора Музея В.Д.Бонч-Бруевича, лишь в 1952 г.  ее удалось, наконец, получить в научную библиотеку ГМИР. Библиотека ИППО включает исследования по богословским наукам: церковной археологии, истории, палестиноведению, библеистике, паломническим поездкам, палеографии, философии, языкознанию, истории искусств и многое другое. Важно отметить, что только в Музее истории религии она была сохранена в качестве единой коллекции. Это прекрасно скомплектованное собрание книг, периодических изданий, оттисков, брошюр, газетных вырезок, атласов, альбомов, а также  редких изданий в настоящее время доступно для исследователей. 

 

Денисова Елена Владиславовна,

главный хранитель фондов Государственного музея истории религии,

кандидат философских наук

Дом Романовых и Императорское Православное Палестинское Общество

(по материалам ГМИР)

1.      Известно, что именно благодаря  членам Дома Романовых  Палестинское Православное Общество  получило всеобщее признание. Александр III,  21 мая 1882 года  подписал  Указ о создании Палестинского Православного  Общества (с 1889 года – Императорского).

2.      Организация паломничества православных христиан из России к Святым местам и обустройство их быта  стала одной из основных задач Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО).

3.      Члены Императорского Дома с воодушевлением посещали Святые места Палестины. Первое состоялось в 1859 году, последнее в 1914.

4.      Во время этих поездок подносились памятные знаки о посещении христианских святынь, некоторые из них хранятся в фондах Государственного музея истории религии. Памятные предметы (евлогии (греч. благословенные) с изображением христианских святынь местные ремесленники изготавливали специально для паломников, приезжавших поклониться Святой земле.

 

Браткин Дмитрий Александрович,

старший преподаватель кафедры философии религии и религиоведения

Института философии Санкт-Петербургского государственного университета, 

кандидат исторических наук

ИППО и палестиноведческие академические структуры европейских государств в XIX-начале ХХ в.

В докладе рассматривается вопрос о сходстве и различиях в организации и деятельности палестиноведческих академических структур России и европейских держав в XIX-начале ХХ века

 

Грушевой Александр Гаврилович,

старший научный сотрудник Института восточных рукописей РАН,

кандидат исторических наук

Русские паломники в Святой земле в 1910 году глазами А. А. Дмитриевского

Учёный Секретарь ИППО А.А.Дмитриевский провёл первые месяцы 1910 года на Ближнем Востоке, возглавляя ревизию структур Общества в регионе. Он оставил ценные записи очевидца о всех стадиях пребывания русских паломников в Палестине с момента высадки в Яффе до возвращения в Одессу на пароходах РОПИТа. Очень важная для Российской империи с идеологической и политической точки зрения деятельность была организована далеко не лучшим образом. 

 

Федотов Пётр Викторович,

заведующий отделом «Фотонегамультимедиа» Государственного музея истории религии

Кадровая политика Императорского Православного Палестинского общества

на Ближнем Востоке (1882-1914 гг.): русские сотрудники учебных заведений

Деятельность русской благотворительной организации, Императорского Православного Палестинского общества (ИППО), оказала заметное влияние на жизнь православных жителей Ливана, Сирии и Палестины в конце XIX – начале XX вв. Заведения общества (школы, паломнические приюты, амбулатории, больница) находились в десятках городов и селений Ближнего Востока. Для эффективной работы этих заведений требовались хорошо подготовленные и мотивированные русские сотрудники:  школьные инспектора, начальники школ, амбулаторий и больницы, учителя, управляющие подворьями в Иерусалиме. В докладе рассматриваются меры, предпринятые ИППО, по привлечению русских сотрудников на Ближний Восток, описываются сложности заграничной работы, делается вывод об эффективности кадровой политики ИППО. Для подготовки доклада использовались архивные материалы из фонда А.А. Дмитриевского

 

Буров Александр Анатольевич,

старший научный сотрудник Государственного музея истории религии

Одна из первых попыток создания ИППО.

К вопросу о церковно-дипломатической деятельности А.С. Норова

Авраам Сергеевич Норов - поэт, паломник, ученый, полиглот, герой Отечественной войны 1812 года, добрый знакомый А.С. Пушкина, а так же государственный деятель – действительный тайный советник, член комиссии по приему прошений, занимал посты товарища министра и министра народного просвещения, сенатор, член государственного совета. В 1847 году А.С. Норов выступил с предложением на Высочайшее имя организовать регулярный всероссийский сбор средств с целью поддержки православных церквей «вне России». Для распоряжения собранными средствами предполагалось учреждение специальной структуры – Палестинского комитета. Инициатива была поддержана Синодом, но встретила серьезное сопротивление со стороны российского МИДа  и лично канцлера К.В. Нессельроде. В докладе, на основе анализа документов из фондов РГИА описывается судьба инициативы Норова.

 

Внимание! Конференция проходит в Государственном музее истории религии (ул. Почтамтская, д. 14, конференц-зал,

ближайшая станция метро «Адмиралтейская», автобусы: № 3, 6, 22, 27 троллейбусы: № 5, 22 (до Почтамтского переулка))

Телефоны для справок: (812) 315 85 75 – ГМИР, Александр Буров, секретарь оргкомитета.

 


Дата публикации: 14.06.2014

190000 Санкт-Петербург, Почтамтская ул., 14/5

(812) 315-30-80