«Музей как пространство для межкультурного и межконфессионального диалога».

2-3 декабря 2008 г.

«МУЗЕЙ КАК ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ МЕЖКУЛЬТУРНОГО И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОГО ДИАЛОГА»
XV САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЕ РЕЛИГИОВЕДЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ
02–03 ДЕКАБРЯ 2008 Г.
ТЕЗИСЫ ДОКЛАДОВ



Федоров Владимир Филиппович (СПб, Русская христианская гуманитарная академия, доцент, кандидат философских наук).
Федоров Владимир Филиппович (СПб, Русская христианская гуманитарная академия, доцент, кандидат философских наук).

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ РЕЛИГИОЗНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ?.
Проблема толерантности обсуждается и в обществе, и в академической среде интенсивно и давно. Несмотря на успешные мероприятия и проекты как федеральной, так и Санкт-Петербургской программы толерантности, само понятие толерантности до сих пор воспринимается не однозначно, а в религиозных общинах осознается чаще всего как негативная ценность, хотя оно получило совершенно определенный смысл после принятия ООН «Декларации о толерантности». К сожалению, не только выступления людей малообразованных, но и заявления некоторых православных иерархов свидетельствуют об этом. Снова и снова следует разъяснять, что религиозная толерантность это не только требование современного общества, но и религиозная ценность. В частности христианское понимание миссии (включая православное) немыслимо без установки на толерантность. В контексте миссиологического анализа понятия толерантность необходимо также осмысление понятия религиозный плюрализм. Кроме того, особая тема — это признание того факта, что воспитание в культуре толерантности и воспитание в культуре политкорректности разнонаправлены.

Поляков Николай Станиславович (СПб, С-Петербургский государственный университет, ассистент кафедры философии религии и религиоведения, кандидат философских наук).

ПРОЯВЛЕНИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ НЕТЕРПИМОСТИ В ДРЕВНЕРУССКИХ ПОЛЕМИЧЕСКИХ СОЧИНЕНИЯХ.
Полемические сочинения появились на Руси в XI в., и уже первые образцы жанра носили ярко выраженный антикатолический характер. Наиболее значимым как в духовном, так и в церковно-политическом отношении является сочинение Феодосия Печерского «Слово о вере христианской и латинской». Текст послания автор начинает с поучения о том, как «правоверные» должны держать себя в общении с «латинами», демонстрируя полную непримиримость к ним. Далее он излагает конкретные отступления латинян от «правой» веры, насчитывая при этом до 20 «вин» — как принципиальных, в сфере догматики, так и малозначительных, указывающих лишь на иной образ жизни. Завершается послание нравоучением о превосходстве православия. Несмотря на уверенность в своей правоте и хорошие отношения с киевским князем, Феодосий еще не призывает последнего к вмешательству в религиозные дела, к чему пришел митрополит Никифор, наделивший князя Владимира Мономаха функциями хранителя чистоты веры.

Арапов Дмитрий Юрьевич (Москва, Московский государственный университет, профессор, доктор исторических наук).

ПРИЗНАНИЕ ПРИНЦИПА РЕЛИГИОЗНОЙ ТЕРПИМОСТИ В РОССИИ ПРИ ЕКАТЕРИНЕ II.
Вскоре после занятия престола Екатерина II почувствовала необходимость более гибкого курса религиозной политики. Важную роль здесь сыграло посещение императрицей Поволжья весной-летом 1767 г. Здесь она еще раз убедилась в том, что существующие законы по конфессиональным делам «мало соответствуют положению империи вообще». 17 июля 1773 г. религиозная терпимость по отношению к неправославным подданным, в первую очередь, мусульманам, была провозглашена в указе Екатерины II Синоду, по которому православному духовенству запрещалось вмешиваться в дела «магометанского закона» и разрешалось строительство в стране исламских мечетей. После включения в состав империи Крыма в 1783 г. и Литвы в 1794 г. их неправославному населению (мусульманам, католикам и иудеям) екатерининское правительство гарантировало свободу отправления культов и неприкосновенность ранее существовавших неправославных храмов и молитвенных домов. Прагматически мыслящая правительница, утверждая принцип веротерпимости, была твердо уверена в том, что служители всех действовавших в России религий должны были быть верными помощниками высшей светской власти.

Полосина Алла Николаевна (Тульская область, Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна», старший научный сотрудник, кандидат филологических наук).

МОТИВ «ВЕРОТЕРПИМОСТИ» В ТВОРЧЕСТВЕ Л.Н. ТОЛСТОГО.
В художественно-философской системе Толстого мотив терпимости — сквозной, он затронут в художественных и религиозно-философских произведениях, в дневниках и письмах. Проблема веротерпимости рассмотрена в статье «О верах», где говорится, что вера «записана и во всех разных книгах вер всех народов и всегда одна и та же записана в сердце каждого человека». Политическая трактовка веротерпимости или свободы совести с достаточной полнотой изложены в статьях «Царю и его помощникам», «О веротерпимости». В статье «Царю и его помощникам» выражены минимальные политические требования, которые, по мнению Толстого, успокоят общество. Это уничтожение «всех стеснений религиозной свободы»; «законов, по которым всякое отступление от признанной правительством Церкви карается как преступление»; открытие старообрядческих часовен, церквей; молитвенных домов баптистов, молокан, штундистов и др.; религиозных собраний и религиозных проповедей всех исповеданий; не препятствовать людям различных исповеданий воспитывать своих детей в той вере, которую они считают истинной». Попутно заметим, что некоторые положения этой статьи предвосхищают в общих чертах пункты 1 и 2 Указа «Об укреплении начал веротерпимости» 17 апреля 1905 г.

Галкин Александр Константинович (СПб, Зоологический институт РАН старший научный сотрудник, кандидат биологических наук).

МИТРОПОЛИТ ЛЕНИНГРАДСКИЙ И НОВГОРОДСКИЙ НИКОДИМ (РОТОВ) КАК ТРУЖЕНИК В ОБЛАСТИ МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.
Митрополит Никодим на посту председателя Отдела внешних церковных сношений (1960–1972) и митрополита Ленинградского (1963–1978) сумел создать систему двусторонних и многосторонних связей Русской Православной Церкви со всем христианским миром и был открыт к диалогу с представителями других конфессий. Для того времени только такая политика могла укрепить положение Церкви в тоталитарном государстве, в частности, давала возможность сохранить духовные школы и повысить уровень образования в них. Однако подобный подход в конечном счете был ориентирован на широкий и аргументированный диалог с обществом, который стал реальностью с крушением коммунистической системы, диалог, способный «наилучшим образом выразить учение Церкви перед лицом изменяющейся действительности и изменяющегося человеческого мышления».

Радецкая Анна Вадимовна (СПб, ГМИР, младший научный сотрудник, магистр религиоведения).

ЭКУМЕНИЧЕСКИЙ ДИАЛОГ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ С РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКОВЬЮ И ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКИМИ ЦЕРКВАМИ ГЕРМАНИИ В XX–XXI ВВ.
Отношение Русской Православной Церкви к инославным вероисповеданиям всегда было весьма сложным. Однако католики «не были осуждены соборно как еретики», несмотря на отличие в экклезиологии и филиокве. Такую же позицию Русская Церковь занимает по отношению к англиканам и протестантам. Этот факт играет немаловажную роль в экуменическом диалоге христианских конфессий, итогом которого мыслится преодоление догматических разногласий и совместное совершение Евхаристии. Начиная с 1950-х гг. было проведено много встреч на уровне высшего церковного управления между иерархами Русской Православной и Римо-Католической Церквей. Были созданы рабочие группы, в которых обсуждались как догматические, так и социальные вопросы, в том числе тема канонической территории, проблема прозелитизма, миссии Церквей. Важным итогом совместной работы стало подписание Баламандского соглашения, где было закреплено понятие «церкви-сестры». Диалог Русской Церкви с лютеранами Германии также имеет давнюю историю. Основными дискутируемыми вопросами между ними остаются темы апостольского преемства, значения Евхаристии и понимания веры.

Жилина Елена Александровна (СПб, С-Петербургский государственный университет, факультет социологии, аспирант).

ВКЛАД РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В СОВРЕМЕННУЮ ДИСКУССИЮ О ЗАКОНЕ «О СВОБОДЕ СОВЕСТИ И О РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ».
Доклад посвящен анализу гражданской позиции Русской Православной Церкви по отношению к дискуссии вокруг закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». Рассматривается общий смысл этого закона, его двойственность, проявляющаяся в ряде статей. А так же позиции религиозных представителей и юристов в отношении ключевых моментов — расширения прав Федеральной регистрационной службы и ограничения круга религиозных организаций, имеющих право приглашать миссионеров. При различных мнениях по этим вопросам, как юристы, так и религиозные представители, сходятся в одном мнении — несмотря на отдельные недостатки этот закон отвечает современным потребностям религиозной жизни российского общества и гарантирует религиозную свободу.

Магомедова Мадина Зайнудиновна (Региональный центр этнополитических исследований Дагестанского научного центра РАН, ученый секретарь, кандидат философских наук).

ТОЛЕРАНТНОСТЬ И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОЕ СОГЛАСИЕ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ.
Актуализация проблем толерантности и межконфессионального диалога вызвана ростом межэтнической и межконфессиональной напряженности в современном обществе. Нетерпимость к людям другой национальности и вероисповедания превратилась в одну из острых современных проблем. Большое значение в обеспечении мира и согласия в обществе играет культура толерантности. Особое значение данная проблематика имеет для многонационального и поликонфессионального Северо-Кавказского региона. Именно толерантность выступает на Северном Кавказе как важнейший принцип, отражающий характер взаимоотношений социальных, этнических, конфессиональных групп и отдельных людей, выражающийся в их терпимости, взаимопонимании и согласии. Формирование установок толерантного сознания и поведения, веротерпимости и миролюбия, профилактика различных видов экстремизма имеет важное практическое значение для данного региона страны.

СЕКЦИЯ 1: «МУЗЕЙ И МУЗЕЙНЫЙ ПРЕДМЕТ В ПОЛИЭТНИЧНОМ И МНОГОКОНФЕССИОНАЛЬНОМ МИРЕ»



Буров Александр Анатольевич (СПб, ГМИР, старший научный сотрудник).

ТЕМА ТОЛЕРАНТНОСТИ В ЭКСКУРСИОННОЙ РАБОТЕ ГМИР.
Толерантность предполагает развитие навыков взаимопонимания и взаимодействия между представителями различных религий. Однако, нередко в СМИ, популярных и даже научных изданиях принято подчеркивать то, что разделяет различные религии. Такая методика описания, вместе с напоминанием об исторических счетах актуализирует потенциал нетерпимости. Стараясь помочь посетителям музея сориентироваться в многообразном мире, сотрудники научно-методического отдела ГМИР пытаются выявить сущностное единство различных религиозных систем и потенциал толерантности каждой религиозной традиции. С этой целью, на основе экспозиции нами разработаны экскурсии «Три авраамические религии» и «Элементы толерантности в русском православии». Такой подход помогает посетителям не только лучше понять другого (на этом обычно делается акцент в разговорах о толерантности), но и лучше понять себя. А это взаимосвязано, т.к. по опыту работы в музее мы знаем, что именно неукоренность в своей традиции вызывает страх, неуверенность и связанную с ними агрессию к чужой.

Волкова Екатерина Владимировна (СПб, ГМИР, зав. отделом по связям с общественностью).

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС КАК ФОРМА ДИАЛОГА МЕЖДУ МУЗЕЕМ И ПОСЕТИТЕЛЯМИ.
Весной и летом 2008 г. в Государственном музее истории религии проводилось социологическое исследование среди одиночных посетителей и экскурсионных групп. В его процессе были получены сведения о возрасте, уровне образования посетителей выставок и экспозиции, а, также, о целях посещения Музея. Кроме того, анкетирование позволило определить частоту посещения респондентами Музея, выявить «рейтинг» разделов постоянной экспозиции и временных выставок. Отдельный вопрос был посвящен пожеланиям посетителей относительно новых тем для аренды квартир в Новосибирске и временных выставок и тех сумм, которые респонденты готовы потратить на приобретение музейных сувениров. Мониторинговое исследование полученных данных позволяет изучить музейную аудиторию по большинству вопросов музейной деятельности, а, главное, скорректировать выставочную политику музея и его просветительскую деятельность (лекции, творческие встречи, концерты, семинары, круглые столы и т.д.) в русле современных требований и запросов аудитории.

Косинцева Александра Павловна (Европейский университет в С-Петербурге, слушатель факультета антропологии).

ПОКАЗ И ХРАНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ КУЛЬТА В МУЗЕЯХ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АО: ВЗГЛЯД МУЗЕЙНЫХ СОТРУДНИКОВ И ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ КОРЕННЫХ НАРОДОВ.
Доклад основывается на результатах полевого исследования, проведенного в г. Салехарде в сентябре–октябре 2008 г. и наблюдениях, сделанных в 2004–2006 гг., когда автор был сотрудником Салехардского Музейно-выставочного комплекса им. И.С. Шемановского. Для представителей коренных малочисленных народов Севера показ их культуры в местных музеях является достаточно болезненной темой. Экспонирование священных предметов охотно «проблематизируется» представителями национальной интеллигенции. Мнение же людей, ведущих более традиционный образ жизни, практически не учитывается. Но и они выражают свое отношение к показу и хранению предметов культа в региональных музеях. В свою очередь работники музеев, хранящих подобные экспонаты, также могут проявлять к ним особое внимание, наделяя их несвойственными обычным музейным предметам характеристиками. При этом местные музеи как-то встраиваются в систему представлений населения, ведущего традиционный образ жизни. Например, существует практика оставлять приношения на моделях священных мест, сделанных в музеях.

Бурыкин Алексей Алексеевич (СПб, Институт лингвистических исследований РАН, ведущий научный сотрудник, доктор филологических наук).

ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ И СОБИРАНИЯ ПРЕДМЕТОВ, СВЯЗАННЫХ С ХРИСТИАНСТВОМ, У КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА, СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА.
Необходимо различать первичную и вторичную конфессиональную идентичность в любой этнической культуре вне зависимости от времени и степени приобщенности этноса к буддизму, исламу, христианству и вне связи с традиционным мировоззрением и религиозными воззрениями. В применении к распространению христианства на Крайнем Севере России приобретает актуальность собирание материалов по христианизации народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Необходим систематический сбор сведений по этнически специфичным формам культа и культовым предметам — традиционным типам носимых крестов, размерам и сюжетам икон, традиционным христианским календарям, предметам, связанным с погребальной обрядностью. Заслуживает внимания задача выявления христианских компонентов в семейной обрядности таких народов. Этнически специфичные формы христианской идентичности у народов Севера России столь же важны для исследования, как и иные черты материальной и духовной культуры.

Дмитриева Татьяна Николаевна (СПб, ГМИР, ведущий научный сотрудник, кандидат исторических наук).

КОМПЛЕКТОВАНИЕ ФОНДА «АРХАИЧЕСКИЕ И ТРАДИЦИОННЫЕ ВЕРОВАНИЯ»: КОНЦЕПЦИЯ И НОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ.
В докладе определяется цель и задачи комплектования фонда, связанные с построением экспозиции и созданием фактологической базы для научных исследований, подчеркивается актуальность и значимость в настоящее время экспозиционного представления объективной научной информации об архаических и традиционных верованиях. Обозначены направления комплектования: развитие сложившейся структуры фонда и пополнение имеющихся коллекций; новое направление — произведения искусства носителей традиционных культур, в которых выражены существующие ныне традиционные верования и мифология. Предложены принципы отбора: в коллекцию включаются предметы, являющиеся носителями информации о верованиях и мифологической картине мира обществ, в которых они были созданы и/или использовались, как специально созданные для культового употребления, так и бытовые предметы, имеющие мифологический статус. Рассмотрены возможные способы комплектования, из которых наиболее полноценным являются собирательские экспедиции. Положения доклада иллюстрируются поступлениями в фонд за последние несколько лет.

Котылева Ирина Николаевна (Сыктывкар, Национальный музей Республики Коми, директор, кандидат исторических наук).

ВЫСТАВКА «СТЕФАН ПЕРМСКИЙ. НЕПРОЧИТАННЫЕ ПИСЬМЕНА» КАК ПРОСТРАНСТВО ДИАЛОГА КУЛЬТУР.
Органичной частью программы Национального музея Республики Коми по изучению и представлению истории православия стала выставка «Стефан Пермский. Непрочитанные письмена» (авторы проекта И.Н. Котылева, И.Г. Дубинин). Выставочное пространство выстраивается через обыгрывание трех параллельных смысловых рядов: представление жизненного пути Стефана Пермского и его почитание на Руси; история зарождения зырянской письменности и космогонические представления народа коми. На выставке представлены иконы и книжные памятники XVI–XX вв. Главная эмоциональная доминанта выставки — фильм, созданный на основе съемок во время экспедиции «По пути Стефана Пермского», которая прошла в 2006 г. по маршруту: Москва, Троице-Сергиева лавра, Ростов, Ярославль, Вологда, Великий Устюг, Сольвычегодск, Яренск, Усть-Вымь, Сыктывкар. Частью проекта стала работа по выявлению в музеях Северо-Запада России и оцифровке икон с образами Стефана Пермского, житийных текстов и акафистов «зырянскому апостолу», предметов, связанных с его почитанием. На основе этих материалов был создан СD-диск «Стефан Пермский. Путь через века».

Литвина Наталья Викторовна (Москва, Архив РАН, старший научный сотрудник, руководитель группы документной информации и выставочной деятельности).

СОСЕДСТВО СТАРООБРЯДЦЕВ, ШОРЦЕВ И ЧЕЛКАНЦЕВ В ГОРНОЙ ШОРИИ И ВЫСТАВОЧНЫЙ ПРОЕКТ АРХИВА РАН.
В декабре 2007 — январе 2008 гг. в Архиве РАН (г. Москва) прошла выставка «Здравствуйте! — Эзен! — Здорово живем» Цель выставки — показать диалог, взаимодействие приезжих исследователей, шорцев, челканцев и старообрядцев, проживающих в поселках Горной Шории. На выставке были представлены 50 фотографий, рукописи, старопечатные книги, изделия прикладного искусства; показаны фильмы, снятые в ходе экспедиций в Горную Шорию и Верхокамье. В оформлении выставки были использованы тексты писем, стенограммы высказываний староверов, шорцев и челканцев, фрагменты сочинений школьников Горной Шории. Эти материалы служили одновременно сопроводительными аннотациями к фотографиям и материалом для самодельного Каталога — «Дела выставки», который каждый посетитель мог сам сформировать во время посещения и унести с собой. За время выставки посетители сформировали таким образом около 90 каталогов. Полевые исследования в районах Горной Шории и Верхокамья проводились сотрудниками архива с 2001 г. при поддержке Президиума РАН по программам фундаментальных исследований.

Тимофеева-Козлова Елена Алексеевна (СПб, ГМИР, старший научный сотрудник).

РЕЛИКВИЯ ДОМА КОНОВНИЦЫНЫХ: ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ И РЕСТАВРАЦИИ.
В 1998 г. в Гдовский филиал Псковского музея-заповедника на временное хранение поступила картина «Мадонна с младенцем» из Покровской церкви села Кярово, бывшей усадьбы семьи Коновнициных. П.П. Коновницин — генерал–губернатор Петербурга, его сын П.П. Коновницин — генерал-адъютант, герой Отечественной войны 1812 г., военный министр (1815–1819), воспитатель великих князей Николая и Михаила Павловичей, отец декабристов П.П. Коновницина, Г.П. Коновницина и Е.П. (Коновнициной) Нарышкиной. Автору удалось установить, что картина была написана одним из лучших учеников Академии Художеств Василием Александровым (Уважным) по заказу Екатерины II в подарок губернатору П.П. Коновницину для новой церкви в его усадьбе. Картина постоянно находилась в усадебном доме и является единственной мемориальной вещью этой семьи, дошедшей до нашего времени. Она нуждается в реставрации, но так находится в музее на временном хранении, то чиновники отказывают ее финансировать. Настоятель Кяровской церкви не видит ценности произведения как не иконописного, но в то же время на постоянное хранение в музей картину не передает без благословения Епархии. Тем временем, произведение гибнет, нуждаясь в срочном реставрировании и улучшении условий хранения.

Щербакова Татьяна Ивановна (СПб, ГМИР, старший научный сотрудник, кандидат исторических наук).

ВЕЩИ ШАМАНА АНКАУГЕ: ПУТЬ В МУЗЕЙ (ПО МАТЕРИАЛАМ ЧУКОТСКОЙ КОЛЛЕКЦИИ И. П. ЛАВРОВА 1939–1940 ГГ.).
В чукотской коллекции И.П. Лаврова 1939–40 гг., находящейся на хранении в ГМИР, выявлен комплекс вещей (8 экз.) принадлежащий расстрелянному шаману Анкауге из поселка Нутепылмын. Об этом стало известно из записей И.П. Лаврова, обнаруженных в 2007 г. Именно благодаря И.П. Лаврову шаманские атрибуты Анкауге, как и другие предметы, вошедшие в коллекцию, стали музейным достоянием. В настоящее время все эти материалы являются уникальными. Известно, что в 1930–50-х гг. по всей Сибири, включая Чукотку, происходило массовое уничтожение вещей, относящихся к традиционным верованиям. Интересно отметить, что за предыдущие два столетия православное миссионерство практически не оказало никакого влияния на культуру чукчей и эскимосов.

Кругликова Янина Владимировна (СПб, ГМИР, младший научный сотрудник).

«ГОВОРИТ И ПОКАЗЫВАЕТ АНТИЧНОСТЬ»: КОНЦЕПЦИИ ЭКСПОНИРОВАНИЯ АНТИЧНЫХ ВЕЩЕЙ В МУЗЕЯХ РАЗНЫХ ПРОФИЛЕЙ.
Музей — пространство для взаимодействия различных эпох, различных культур. Античность — «мертвая» культура, которая «оживает» в пространстве музея. Различные античные вещи по-разному экспонируются в исторических, археологических музеях или в музеях искусства, различны и идеи, лежащие в основе их концепций. Общеисторический (хронологический) подход характерен для таких крупных музеев как Археологический музей в Варне и Афинский археологический музей. Иная идея лежит в основе концепции Государственного музея истории религии. Его задача показать античную религию, ее сущность через экспонируемые античные вещи, которые группируются по комплексам, отражающим ту или иную часть религиозной веры и религиозной культуры древнего общества. Коллекция античных предметов в ГМИРе насчитывает около пяти тысяч единиц хранения. В коллекцию входят: керамические сосуды, светильники, терракотовые и бронзовые статуэтки, монеты, геммы, камеи. Она позволяет с достаточной полнотой отразить мифологию, вероучение и ритуальную практику античной эпохи.

СЕКЦИЯ 2: «РЕЛИГИЯ, ЭТНОС, КУЛЬТУРА: РАЗНЫЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ»



Романова Нина Михайловна (СПб, Российский этнографический музей, ведущий научный сотрудник, кандидат исторических наук).

МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ СОВРЕМЕННЫХ ВЫСТАВОК САНКТ-ПЕТЕРБУРГА: РЕАЛИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ.
В музеях города нет экспозиций по истории формирования многонационального населения Петербурга и его современном состоянии. Сложность проблемы продемонстрировала выставка в Манеже «Единство наций Петербурга», осуществленная в рамках программы «Толерантность» (август–сентябрь 2008 г.). В реализации проекта участвовали более 10 музеев города, библиотеки, издательства, учреждения культуры и национально-культурные общественные организации. Как опыт, выставка, может быть оценена положительно, но по некоторым позициям она не выполнила своих задач. Дальнейшая разработка темы позволит вовлечь в процесс гармонизации межнациональных отношений в Санкт-Петербурге широкие слои населения, в первую очередь школьников и молодежь, активизировать культурную деятельность этнических объединений города. Это должен быть профессионально подготовленный межмузейный проект при активном участии всех культурно-просветительных учреждений, национальных диаспор города и области, при поддержке правительства Санкт-Петербурга.

Васильцов Константин Сергеевич (СПб, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН, главный специалист).

МЕСТА ПАЛОМНИЧЕСТВА И ПОКЛОНЕНИЯ ЗАПАДНОГО ПАМИРА (ПО МАТЕРИАЛАМ ЦЕНТРАЛЬНОАЗИАТСКОЙ ЭТНОГРАФИЧЕСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ МАЭ РАН 2007–2008 ГГ.).
В 2007–2008 гг. сотрудники отдела Центральной Азии проводили полевые исследования на территории Таджикистана. Одной из задач был сбор сведений о местах паломничества и поклонения Западного Памира, население которого исповедует ислам шиитского толка, принадлежа к его исмаилитской ветви. На Западном Памире «святое место» обыкновенно называют древнеиранским словом «остон». Остонами считаются могилы почитаемых мужей (религиозных деятелей, праведников и людей, пользовавшихся почетом и уважением) Остоны такого рода весьма часты в Бадахшане. Существует также и особый тип почитаемых мест — «кадамджой», по всей вероятности, генетически связанный с древним культом камней. Он может представлять собой как отдельный камень или валун, так и искусственно сложенную груду камней. Места паломничества и поклонения и сейчас продолжают играть весьма важную роль, тем более, если учитывать то, что памирские исмаилиты не имели специальных культовых сооружений (мечетей) для отправления молитв.

Терлецкий Николай Сергеевич (СПб, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН, младший научный сотрудник).

ОБЪЕКТ ПАЛОМНИЧЕСТВА КАК МЕСТО МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ (НА ПРИМЕРЕ МОГИЛЫ ДАНИЙАРА В САМАРКАНДЕ).
Могила Ходжа Данийара является одним из наиболее известных культовых мест Самарканда (Узбекистан), ежегодно привлекающего огромное число паломников и туристов. В равной мере этот объект почитается приверженцами трех религий — иудаизма, христианства и ислама, как место упокоения мусульманского пророка Данийара (христианский пророк Даниил, иудейский Даниэль). В настоящий момент мазар (в мусульманской традиции место паломничества и поклонения – зийарата) Ходжа Данийара включает в себя целый комплекс гостиниц в Новосибирске и построек и природных объектов. В первую очередь это пятикупольное здание мавзолея, внутри которого находится 18-метровый саркофаг-могила почитаемого пророка. Важным элементом ритуала паломничества является испитие из находящегося близ мавзолея источника воды. Еще одним почитаемым объектом является древнее 700-летнее фисташковое дерево. Любопытно, что после совершения в 1996 г. патриархом Алексием II молебна, иссыхавшее до того дерево обрело новую жизнь и стало пользоваться еще большей популярностью у посетителей.

Крюкова Виктория Юрьевна (СПб, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН, старший научный сотрудник, кандидат исторических наук).

РЕЛИГИОЗНАЯ НЕТЕРПИМОСТЬ В АВЕСТИЙСКОМ ВИДЕВДАТЕ.
В различные исторические эпохи взаимодействие зороастризма с другими религиями было отмечено как проявлениями терпимости, так и гонениями на представителей иных конфессий, что зачастую определялось нуждами политического характера и избранной линией правления. Авестийский Видевдат сохранил пассажи, предлагающие жреческое объяснение неприятия иноверца в первую очередь в ритуальной сфере, в области ритуальной чистоты: будучи живым, иноверец ритуально нечист и физически «заражает» своей нечистотой правоверных (вред, ожидаемый от инакомыслия как такового, от проповеди иного учения здесь даже не упоминается). Соответственно, смерть его не приносит осквернения, — только будучи мертвым иноверец не представляет опасности для зороастрийца.

Прищепова Валерия Александровна (СПб, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН, старший научный сотрудник, кандидат исторических наук).

ИЗУЧЕНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НАРОДОВ СРЕДНЕЙ АЗИИ И КАЗАХСТАНА В МАЭ В КОНЦЕ XIX — НАЧАЛЕ XX ВВ. (ПО ИЛЛЮСТРАТИВНЫМ КОЛЛЕКЦИЯМ).
Начало поступления иллюстративных коллекций по среднеазиатско-казахстанскому региону в МАЭ, связанных с исследованием вопросов религии, относится к концу XIX – началу XX вв. Это рисунки и фотографии, собранные разными собирателями. Это были художники П.М. Кошаров, В.В. Верещагин, фотографы - сайт фотографии Новосибирска. Н. Нехорошев, Г.Е. Кривцов, И.С. Поляков, Н. Ордэ, К.Н. де-Лазари, Я.Я. Лючше, И.Н. Глушков, С.М. Дудин, А.Н. Самойлович, Н.Н. Щербина-Крамаренко, И.И. Зарубин. В иллюстративных материалах, не только непосредственно относящихся к культу, отражена народная религиозность. Здесь есть изображения мусульманских обычаев и обрядов (совершение намазов, отправление ритуалов жизненного цикла), почитавшихся святых мест (в том числе естественного происхождения: горы, пещеры, деревья), культовых сооружений и построек (мечетей, мавзолеев, медресе, мазаров, кладбищ), объектов и предметов поклонения. Кроме того, в МАЭ хранятся отдельные фотоснимки, касающихся верований бухарских евреев, а также индийцев, которые проживали в регионе вплоть до Великой Отечественной войны.

Калимуллина Динара Барыевна (Уфа, Уфимский государственный нефтяной технический университет, доцент), Ширгазин Аскар Рашитович (Институт истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН, старший научный сотрудник, кандидат архитектуры).

РАССЕЛЕНИЕ МУСУЛЬМАН И РАЗМЕЩЕНИЕ МЕЧЕТЕЙ В ГУБЕРНСКОМ ГОРОДЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (НА ПРИМЕРЕ УФЫ).
Исследование особенностей расселения мусульман и размещения мечетей в планировочной структуре Уфы XIX–XX вв. позволяет с новой точки зрения взглянуть на вопросы межэтнического и межконфессионального взаимодействия населения в городах Российской империи. Территориальное сращение заселенной мусульманами Нижегородской слободы и «верхнего» города происходит во второй половине XIX в. При этом отмечено стремление мусульман разместить мечети на повышенных точках рельефа, выдвинуть их из основного ареала расселения в нагорную часть городской территории (заселенной преимущественно русскими). С другой стороны, видны усилия официального православия по миссионерскому проникновению в «нижний» город. Названными процессами объясняется явление своеобразной градостроительной инверсии — размещение мусульманских культовых построек на более выигрышных с ландшафтной точки зрения площадках.

Урушадзе Амиран Тариелович (Ростов на Дону, Южный Федеральный университет, аспирант).

КУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НА КАВКАЗЕ XVIII–XIX ВВ.: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ.
Кавказ — территория цивилизационного разлома. В XIX в. здесь взаимодействовали представители нескольких цивилизационных типов: 1) европейская цивилизация эпохи Просвещения, представленная российской армией и администрацией; 2) исламские цивилизации Турции эпохи Османской империи и шахского Ирана; 3) цивилизация народов Кавказа; 4) казачество Северного Кавказа. Культура казачества была типологически близка культуре горцев, что стало причиной построения особых отношений, основанных на взаимно принятой семантической и этической системе. Крестьяне-переселенцы являлись носителями культуры традиционного общества и адаптировались к новой для себя среде, не претендуя на её изменение, избегая открытой конфронтации с автохтонным населением региона. Имперская армия и администрация были ориентированны на его модернизацию. Такие попытки, проводившиеся преимущественно силовыми методами, встретили ответную реакцию горцев, выразившуюся в газавате. Ситуация начала меняться с 1845 г. с момента вступления в должность кавказского наместника М.С. Воронцова, изменившего характер модернизации с жесткого на «мягкий» (политика культурной экспансии).

Матющенко Виктория Сергеевна (Благовещенск, Амурский государственный университет, младший научный сотрудник, аспирант кафедры религиоведения).

ПРАВОВЫЕ И СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИХОДА «ЦЕРКОВЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ» В Г. СВОБОДНЫЙ АМУРСКОЙ ОБЛ.
Несмотря на тяжелое положение дальневосточных старообрядческих общин в советский период, они сохранись и в настоящее время. Одна из них — в г. Свободном Амурской области. Община официально зарегистрирована 20 июня 1986 г. В 1999 г. она прошла перерегистрацию. Основными видами деятельности Общины является проведение богослужебных и других религиозных обрядов и церемоний. В «Церкви» проводятся крещения, венчания, погребения. Все культовые действия фиксируются о. Сергием в метрической книге. Работает воскресная школа. В настоящее время истинных членов общины мало. На субботнюю молитву приходят около 15 человек, на воскресной — прихожан немного больше — около 20–25. По случаю Двунадесятых праздников староверы семьями приезжают из окрестных деревень. Тогда приход может вмещать в себя около 100 человек. Вообще, по мнению о. Сергия, в г. Свободном и близлежащих деревнях около 200 староверов. Многие из них не посещают «Церковь», но молятся дома. Среди прихожан преобладают женщин, большинство из которых пожилого возраста. Естественный прирост Общины снижается, что может привести к ее исчезновению.

Баркарь Евгений Владимирович (СПб, ГМИР, младший научный сотрудник).

КРЯШЕНЫ: ПРОБЛЕМА ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНОСТИ И НАЦИОНАЛЬНОЙ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ.
Кряшены — специфическая этноконфессиональная группа, проживающая преимущественно на территории Республики Татарстан. Их также называют крещеными татарами, но сами кряшены старательно пытаются доказывать, что они — не этноконфессиональная группа в составе татарского народа, а отдельная нация. Христианизация кряшен происходила в два этапа. До 1917 г. кряшены развивались вполне автономно, имея свой алфавит и культуру, но после введения государственного атеизма советским правительством велась политика слияния кряшен и остальных татар. Это частично повлияло на кряшен, но в целом культура была сохранена. В 1990-е годы стали вновь раздаваться голоса о независимости кряшен, а во время проведения переписи 2002 г. они усилились с еще большой силой. В докладе рассматривается проблема этноконфессиональности кряшен в контексте культурных, языковых и религиозных отличий от казанско-татарского народа, а также проблема национальной и религиозной самоидентификации кряшен.

Салмин Антон Кириллович (СПб, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН, ведущий научный сотрудник, доктор исторических наук).

РЕЛИГИЯ В ЖИЗНИ ЧУВАШСКОГО ЭТНОСА.
Взгляд чувашей на свою религию весьма типичен. На вопрос, откуда их вера произошла, они все единодушно отвечают: «Неизвестно, с чего взяли так предки». Свою исконную религию чуваши называют «порядком стариков». В.А. Сбоев заметил: «Большинство чуваш с каким-то подобострастным уважением придерживается образа жизни предков». Имеются легенды, объясняющие происхождение религии. Чуваши четко различают свои и православные праздники. Например, когда в экспедиции попросили рассказать о празднике Микула (т.е. Николин день), то бабушка тут же вставила: «Это не наш праздник». В экспедициях информанты то и дело объясняют, что их сельчан когда-то крестили, насильно загоняя в воду. Тогда они побросали кресты в Волгу и переселились на нынешнее место. Не крещенные называют себя просто чăваш «чуваши», а тех, кто не соблюдает их обряды и верования, они называют кĕрешĕн «крещеные». Обрядовые действия и моления, будучи ровесниками своего народа, выполняли и выполняют функции социального регулятора в истории этнических объединений, родовых и семейных коллективов, индивидов.

СЕКЦИЯ 1: «МУЗЕЙ И МУЗЕЙНЫЙ ПРЕДМЕТ В ПОЛИЭТНИЧНОМ И МНОГОКОНФЕССИОНАЛЬНОМ М


Дата публикации: 27.09.2010

190000 Санкт-Петербург, Почтамтская ул., 14/5

(812) 315-30-80