• izi.Travel Аудиоэкскурсии
  • izi.Travel Аудиоэкскурсии

«Памятники сакрального искусства в контексте современности»

30 ноября 2010 г. - 2 декабря 2010 г.

Программа
ХVII Санкт-Петербургских религиоведческих чтений
«Памятники сакрального искусства в контексте современности»
30 ноября–2 декабря 2010 г.

30 ноября, регистрация участников 10.30. – 11.00

Открытие – 11.00.

Приветственное слово и.о. директора ГМИР, к.ф.н. Терюковой Е.А.

Рогова Юлия Константиновна, 11.15. – 11.30.

ГМИР, зав. отделом «Религии ранних цивилизаций, кандидат исторических наук

Атрибуция фрагмента раннехристианского саркофага из собрания ГМИР

«Атрибуция фрагмента раннехристианского саркофага из собрания ГМИР»

В коллекции ГМИР имеется фрагмент рельефа раннехристианского саркофага с поясным изображением четырех мужских фигур (инв.№ А-1149-II). Долгое время сюжет саркофага считался неопределенным, предполагалось, что на рельефе изображены апостолы, слушающие проповедь Христа. Изучение иконографических типов изображений новозаветных сюжетов на саркофагах позволяет нам установить, что на нашем фрагменте изображены две различные сцены. Одну из них возможно с уверенностью интерпретировать как изображение Чуда умножения хлебов и рыб. Представленная на фрагменте сцена полностью соответствует традиционному для IV в. типу изображения этого чуда – безбородый Христос-юноша, благословляющий корзину с хлебами и блюдо с рыбами, которые держат апостолы Иоанн и Петр.

Шевченко Юрий Юрьевич, 11.35. – 11.50.

МАЭ РАН (Кунсткамера), Отдел этнографии восточных славян и народов Европейской России старший научный сотрудник, ученая степень: канд.ист.наук

Панагии XIV-XV вв. пещерного Святогорского монастыря на Северском Донце

Cо Святогорским подземным монастырем, связана находка серебряной («белого металла») накладки на внешнюю лицевую сторону двустворчатой панагии, XIV – XV вв. Для понимания изображения на этой вещи крайне важны вписанные «в образ» - «титлы»: по обеим сторонам лика, но в «ангельских зерцалах» (последние в иконографии, несут лишь Имена Бога). Знак в левом «зерцале» несколько напоминает «шайн» в семитских алфавитах («m» - «эм» в арамейском; «mem» - «мэм» в финикийском); удвоенный знак в правом «зерцале» схож с сирийским «Kâp-» (мягкий «х»). В случае, если знак «шайн» передает понятие «шехина», обозначающее по А.Д. Амусину [ВДИ, 1961, № 1, с.19] «присутствие божества», то мягкий «h» - титулатуру Бога-Сына: «Христос». На нимбе, окружающем лик, четко просматривается двойная черта (вертикальная вверху; и горизонтальная – справа), свойственная исключительно «крестчатым нимбам» Христа, а лик напоминает очень редкое изображение моложавого Христа-Архиерея в Софии Киевской. Сами «титлы» переданы в одном из семитических алфавитов, что более чем вероятно для вещей крымского происхождения, где христианские святыни соседствовали с караимскими общинами на одной территории, как это было в «Крепости Драгоценностей» (Кырк-Ор) в Чуфут-Кале. Найденная в Святогорье иконка имеет изображение свт. Николая Мирликийского в центре, в окруженье семи спящих в пещере Эфесской отроков. В камне иконки отсутствуют проушины или отверстия для подвешивания, поэтому его следует считать вставкой в обрамление наперсной иконки, носимой в качестве панагии XII-XIV вв. Эта датирующая процветание монастыря вещь, свидетельствующая о включение обители в орбиту паломнических передвижений, и относится к «ордынской эпохе», XIV в.

Чумакова Татьяна Витаутасовна, 11.55 – 12.10.

Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ), кафедра религиоведения и философии религии, профессор, доктор философских наук,

Символика воды в христианстве

Доклад посвящен анализу символики воды в христианстве. Источником исследования послужили тексты Библии, богословские произведения и другие памятники христианского искусства

Белановская Лада Александровна, 12.15 – 12.30.

Художник, член Союза художников России.

Монастыри Сербии, сохранность, реставрация и музейное экспонирование. В средние века Сербия входила в число стран византийского круга . С XI в. Происходит бурный рост строительства византийских монастырей на сербских землях , где рядом с константинопольскими работают сербские мастера. С усилением влияния византийской эстетики на искусство стран Южной Европы, в XIV в. появляется и крепнет сербская национальная школа живописи,с присущими только ей самобытными чертами. Влияние этой школы прослеживается далеко за пределами страны и всего Балканского региона, в частности в домонгольской Руси- на Новгородчине (Спас-Нередица) и в храмах Русского Севера. Приведено описание сегодняшнего состяния осмотренных монастырей и фресковой росписи их храмов, в следующем порядке: Монастырь Ново-Хопово XVI в. и мон. Горньяк XIV в.,из числа фрушкогорских монастырей; монастыри Любостыня XV в. , Жича XIV в.,Манасия XV в., Раваница XIII в , Високи Дечаны XIV в. и жемчужина сербского средневековья – ансамбль трех храмов монастыря Студеница XIII- XIV в.в. Особое место в ряду осмотренных памятников занимает храм-усыпальница Карагеоргиевичей в Тополе с эффектно повторенными в начале прошлого века древними фресками. В докладе отражены впечатления от собраний Белградской Государственной Галерее фресок и Музея Сербск.Прав.Церкви.В докладе нащли отражение раздумья о судьбе сербских храмов, оставшихся на территориях уже не входящих в границы страны.

Котылев Александр Юрьевич, 12.35 – 12.50.

кандидат культурологии, доцент кафедры культурологии Коми педагогического института, докторант кафедры теории и истории культуры Российского гос. педагогич. ун-та им. А.И. Герцена

Мистическое общение Стефана Пермского и Сергия Радонежского в произведениях церковного искусства

Наиболее раннее, вероятно, изображение молитвенного общения Стефана и Сергия появляется в лицевом житии Сергия Радонежского, созданном в XVI веке, и имеющем прямое отношение ко все той же троицко-лаврской традиции. Стефан изображен в движении, он следует слева направо, строго параллельно нижнему краю миниатюры с одной стороны и строгому абрису Троицкого монастыря с другой. От монастырского городка пермский епископ со своими людьми отделен горкой и густым лесом, изображенным довольно правдоподобно. Следует отметить, что личностный аспект события в миниатюре сведен к минимуму. Это проявляется, прежде всего, в нерепрезентированности фигуры Сергия Радонежского. Стефан обращается не к другому человеку, а к закрытым воротам сакрального центра, отделенного от него зримо поданным пересеченным пространством. Композиционно святителя с монастырем связывает напряженная диагональ (левый нижний угол – правый верхний), которая прочитывается преимущественно семантически, человеком рассматривающим миниатюру как продолжение вербального текста.

Второе древнейшее изображение общения Стефана и Сергия сохранилось в составе композиции житийной иконы Стефана Пермского начала XVII века, хранящейся в Сольвычегодском музее. Главной особенностью является то, что текстовой основой содержания иконы послужили не одно, а три жития. К основе жития самого Стефана были добавлены отсутствующие в нем эпизоды из жизнеописаний Прокопия Устюжского и Сергия Радонежского. Мистическому общению Стефана и Сергия в иконе отведено два рядом расположенных клейма в нижнем ряду (второе и третье с лева направо из пяти). В каждом из клейм персонаж погружен в присущую ему среду. Стефан изображен на фоне гор, уходящих вверх тремя вершинами, а Сергий на фоне трехкупольной церкви. Симметричность оформления общения подчеркивается равенством общающихся, принявших одинаковые коленопреклоненные позы и обратившихся головами друг к другу.

Третье, известное нам, изображение общения Стефана и Сергия помещено в клейме житийной иконы Сергия Радонежского первой половины XIX века. Стефан и Сергий изображены напротив друг друга по диагонали, в двух параллельных рядах по вертикали, первый из которых образуется зеленной высокой горкой с обрывистым подножием, а второй – разрезом купольного храма/трапезной, красного снаружи и синего внутри. Оба святых коленопреклоненны, они протягивают вперед руки, но не поднимая вверх, а касаясь ими земли, принимая положение «ниц». Единство христианской церкви и мира одновременно представляется двумя символами: мистическим общением праведников и взаимоотношением божественных ипостасей. Объединяющая их суть может быть обозначена как «неслиянность/нераздельность»: каждый из святых и каждая из ипостасей обладают своеобразием и своей функцией, сочетающихся по принципу взаимного дополнения.

Перерыв 13.00. – 14.00.

Васильева Ольга Анатольевна, 14.00. – 14.15.

ГУК Псковский музей-заповедник, зав. отделом научно-фондовой работы

Памятник деревянной скульптуры Псковского музея - как иконографический вариант сюжета «Христос во гробе»

В собрании деревянной скульптуры Псковского музея-заповедника храниться замечательный памятник– резная плащаница («Христос во гробе» ПКМ1754), представляющий сложное сочетание византийских традиций почитания Христа, его страданий, его образа и западноевропейских влияний на русскую культуру XIX века.

Это резное деревянное изображение фигуры Христа, лежащего в гробу, в терновом венце, со сложенными на груди руками, в набедренной повязке, с закрытыми глазами, слегка наклоненной головой влево. При этом здесь мы встречаемся не с традиционным скульптурным изображением Спасителя на крышке гроба, но внутри него.

Галицкая Ирина Акиндиновна, 14.20. – 14.35.

ГУК Псковский музей-заповедник, зав. сектором хранения фонда драг. металлов и камней

К вопросу о времени создания иконостаса Троицкого собора города Пскова.

Троицкий собор - главный храм Пскова, однако история его строительства, и создание иконостаса оставляют еще очень много вопросов. Внутреннее убранство Троицкого храма складывалось на протяжении XVII-XX столетий. Самым важным элементом декора интерьера в Троицком соборе является иконостас. Конструктивно иконостас Троицкого собора очень прост. Это рама с четко выделенной прямоугольной сеткой вертикалей (колонн, консолей) и горизонталей (карнизов), что создает впечатление стоечно-балочной конструкции. Размерами выделены центральные иконы, ширина которых соответствует проему Царских врат. Резьба, наложенная на простую конструкцию иконостаса, развивает его в пространстве, создает движение, игру светотени, характерную для искусства барокко.

Иконы Троицкого собора, особенно местного чина, отличается при написании обилие золота. При этом в иконах художники отказываются от золотого фона икон в пользу голубого, передающего световоздушное пространство, но обильно уснащают золотом одежды. В Страстном чине мастера, его писавшие, наиболее последовательно воплощают новые пространственные принципы, поскольку они имели перед собой соответствующие образцы. Как, например, композиция «Воскресение Христово», в новой для русского искусства иконографии с восстающим из гроба Христом создана с ориентацией на Гравюру из Лицевых страстей Леонтия Бунина.

Веприкова Наталья Александровна, 14.30. – 14.45.

ГМИР, научный сотрудник

К атрибуции Царских Врат (из коллекции Государственного музея истории религии)

Доклад посвящен атрибуции Царских Врат – одного из памятников в собрании ГМИР. Данные врата являются композитными. Их детали соединены в процессе бытования. Для атрибуции памятника было необходимо провести сравнительный историко-культурологический анализ Царских Врат, выявить особенности иконографии отдельных персонажей, особенности обработки деревянной основы и включения в комплекс Царских врат столбиков и полотенец с орнаментом.

Интерес к данным Царским Вратам обусловлен тем, что в музейном собрании они являются наиболее полными по набору элементов.

Ермацанс Ирина Анатольевна, 14.50. – 15.05.

Амурский областной краеведческий музей им. Г.С. Новикова-Даурского

специалист экспозиционно-выставочного отдела, кандидат философских наук

Меднолитая пластика в фондах Амурского областного краеведческого музея (XV- начало XX вв.)

Доклад освещает историю бытования культовой меднолитой мелкой пластики на территории Амурской области, особенности религиозной среды, для которой характерна значительная доля старообрядцев наряду с последователями Русской Православной Церкви, что повлияло на выбор квартир посуточно в Новосибирске и иконографических сюжетов и приоритетные особенностей меднолитых образцов. Мы рассматриваем историю формирование коллекции в фондах Амурского областного краеведческого музея. В ее составе – кресты, иконы, складни. Анализ коллекции позволяет проследить традиции медного литья, бытовавшего в России в XVIII- начале XX вв. На ее примере проявляется и «творческий метод» мастеров этого периода времени, заключавшийся в свободном комбинировании при создании композиционных сюжетов и появлению в результате этого новых образцов культовой меднолитой мелкой пластики.

Кондратьева Вера Георгиевна, 15.10. – 15.25.

Государственный музей истории религии, старший научный сотрудник

Соловецкие кресты вчера и сегодня

Культ креста в Соловецком монастыре восходит к началу XV века. Традиция воздвижения на архипелаге деревянных восьмиконечных крестов – поклонных, памятных, обетных, маячных, надмогильных – не прерывалась на протяжении многих веков.

Самостоятельным направлением в деятельности монастыря было изготовление крестов для братии, для церквей, часовен и служб, для подношения высшим иерархам, для «раздачи» богомольцам как своего рода благословение обители, на продажу. Наибольшего расцвета производство кипарисовых крестов достигло в середине - второй половине XIX века.

Эти традиции продолжает кресторезная мастерская возрожденного Соловецкого монастыря.

Туминская Ольга Анатольевна, 15.30. – 15.45.

Государственный Русский музей, с.н.с., кандидат искусствоведения

Иконография святых в двух видах духовной аскезы: преподобные и юродивые

Древнерусская иконография не обладала ни смелостью, ни необходимостью создания образа юродивого как фигуры фигляра, насмешника и эпатажного лица. Всякие непотребные, оскорбляющие общество выходки и проделки юродивого сохранили свое упоминание лишь в письменном, но отнюдь не в изобразительном виде. Образ юродивого выполнялся также как и образы других святых, удостоенных чести быть написанными на иконах и вошедшими в вечность христианской истории. Следовательно, не зная жития, только лишь по фото Новосибирска и иконографическому изображению догадаться о юродстве преподобного невозможно, визуального образа «преподобный-юродивый» не создано. Авраамий Смоленский, Арсений Новгородский, Исаакий Печерский и Михаил Клопский представлены как преподобные. В нашем варианте произошло слияние изображений преподобных и юродивых. Алексий человек Божий и Мария Египетская принадлежат к чину преподобных, но визуально демонстрируют образ святого юродивого.

Братко Юлия Павловна, 15.50. – 16.05.

Переславь-Залесский государственный историко-художественный и архитектурный музей-заповедник, научный сотрудник.

К истории формирования коллекции лицевого шитья в собрании Переславского музея-заповедника

Переславль-Залесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник один из крупнейших провинциальных музеев, создан в 1919 г. Его фонды насчитывают более 80000 ед. хранения.Коллекция лицевого шитья сложилась в основном в период с 1919 по 1926 гг., во время закрытия многочисленных окрестных монастырей и храмов.Коллекция невелика, но веё состав входят памятники XVII – XIX вв., представляющие интерес для исследователей: литургические комплекты и покровы, шитые в мастерской Милославских, плащаницы Бутурлиных, набедренник, выполненный по заказу Алексея Голицына, фелонь Гурьевской светличной мастерской и другие: всего 29 памятников. В данном сообщении впервые представлена вся коллекция и ряд документов, освещающих историю ее формирования

Баженова Ольга Дмитриевна, 16.10 – 16.25.

(Беларусь, Минск), Белорусский государственный университет, доцент кафедры искусств ГИУСТ, кандидат искусствоведения

Церковь в Вейно - вновь открытый памятник русской сакральной архитектуры эпохи Просвещения.

Сенькевич Ирина Леонидовна, 16.30. – 16.45.

(Беларусь, Минск), Национальный художественный музей Республики Беларусь, младший научный сотрудник

Город на иконе «Поклонении волхвов» Бастеновичского мастера (собрание НХМ РБ): проблема идентификации

В постоянной экспозиции Национального художественного музея Республики Беларусь (НХМ РБ) представлены три иконы из местного чина иконостаса церкви с. Бастеновичи Мстиславльского р-на Могилевской обл.: «Авраамий и Меркурий Смоленские» (ДБЖ-79 а,б), «Целование Иоакима и Анны» (ДБЖ-82) и «Поклонение волхвов» (ДБЖ-83). Все они приписываются одному изографу, Бастеновичскому мастеру, и датируются 1723 – 1728 гг.

Атрибуция и датировка названных произведений принадлежит искусствоведу Н.Ф. Высоцкой и базируется на сравнительном анализе изображенного на первой из упомянутых икон архитектурного ансамбля и видов Смоленска 1710 – 1721 гг. [1, 67 – 70; 2, 93 – 99; 3, 16]. Что же касается «Поклонения волхвов», то высказанное в 1969 г. предположение исследователей И.Н. Паньшиной и Е.К. Ресиной, о том, что на этой иконе изображен Гродно [4, 6] было опровергнуто в 1975 г. Н.Ф. Высоцкой, которая, тем не менее, отмечала необходимость «опознания этого города явно западноевропейского характера» [1, 66]. Позднее исследователь констатировала, что город, изображенный в «Поклонении волхвов», «опознать […] пока не удалось» [2, 98]. А.А.Ярошевич в своей статье, посвященной сюжетам Рождества Христова в белорусском искусстве, исказил предположения Н.Ф. Высоцкой, приписав изображение Смоленска с иконы «Авраамий и Меркурий Смоленские» изображению города на иконе «Поклонение волхвов»[5]. Таким образом, вопрос об идентификации городского пейзажа оставался открытым.

Поиски иконографических аналогий привели нас к одной из гравюр, иллюстрирующих весьма популярное в XVII – XVIII вв. издание «Evangelicae Historiae Imagines […] Auctore Hieronymo Natali socitatis Jesu theologo. Antuerpiae, anno 1593 », известное как Евангелие Наталиса [6, с. 102]. На гравюре «Adoratio Magorvm», посвященной «Поклонению волхвов» и исполненной Иеронимом Вириксом по рисунку Мартена де Воса, помимо сст программы и главных действующих лиц на втором плане в правой верхней четверти листа представлен город в точности соответствующий изображенному на белорусской иконе. На указанной гравюре также имеются буквенные обозначения, расшифровка которых подается под изображением. На основании этих надписей можно заключить, что изображенный город на гравюре Вирикса, а соответственно, и на иконе «Поклонение волхвов» из собрания НХМ РБ, – Вифлеем, что не противоречит традиционной иконографии данного сюжета.

Найденный графический первообразец, таким образом, вряд ли может служить уточнению датировки произведения, однако позволяет утверждать, что белорусские изографы не только были знакомы с западноевропейским искусством, но и обращались к нему при создании собственных произведений.

Скробов Сергей Валерьевич, 16.50. – 17.05.

Музей истории Екатеринбурга, научный сотрудник

Главная чудотворная икона г.Екатеринбурга: история утраты и обретения

В Екатеринбурге обнаружена главная святыня города, считавшаяся уничтоженной 90 лет назад – икона Тихвинской Божьей матери (заступница города Екатеринбурга). Ее привезла в 1811 году в город первая настоятельница - игумения Таисия (Костромина).До путешествия на Урал образ хранился в доме адмирала Федора Ушакова в Санкт-Петербурге.

До прихода к власти большевиков перед ликом Тихвинской божьей матери молились император Александр I, Святой Иоанн Кронштадтский, великая княгиня Елизавета Фёдоровна, находившаяся в монастыре под арестом и затем убитая в Алапаевске.

Как считалось официально – икона погибла в 1922 году. Но благодаря бывшим прихожанам и (во многом неграмотности) советских чиновников 1920-х годов - святыню удалось спрятать.

Икона обнаружена автором доклада в собрании Екатеринбургского музея изобразительных искусств. Помимо этого удалось обнаружить парчовую Ризу на икону Богородицы, украшенную бисером и полудрагоценными камнями. Ее в 1920-х годах отделили от святыни и передали на хранение в Свердловский областной краеведческий музей.

Ченская Галина Анатольевна, 17.10. – 17.25.

ГМИР, старший научный сотрудник

Изображения «Святых мест» в графике (из коллекции Государственного музея истории религии)

Среди многочисленных экспонатов, связанных с паломничеством, в ГМИР хранятся графические листы, которые можно условно определить как иллюстрированные карты Палестины, Афона и Синая.

«Земля Обетованная, Святая Земля» - место действия событий священной истории, знаменитые обители и храмы издавна привлекали к себе многочисленных богомольцев. Для тех, кто не мог посетить эти места, представления о святынях могли дать их изображения. Библейская топография находила отражение и в живописи, и в графике.

География таких изданий была достаточно широка. Они издавались и в Европе, и в России, и в Палестине. Расширенные или сокращенные, авторские и анонимные, представляющие «святые места» в разные периоды, они выполняли двойную функцию: из Палестины их привозили как бесценную памятку, а отправляющимся в далекое и трудное путешествие такие листы могли служить путеводителями. Кроме того, их использовали как учебное пособие в церковно-приходских школах.

Памятники массового характера, они представляют интерес как реалии паломнических хождений, сочетая условность и реальность. Введение их в научный оборот позволит выявить аналоги в других музеях, систематизировать, провести дополнительную атрибуцию.

Пейн Криспен, 17.30. – 17. 50.

Независимый эксперт

Консультант по музеям и культурному наследию

Почетный лектор Института Археологии, Университет Лондона

Экспонаты воинствующего атеизма. Антирелигиозные музеи в СССР. Исследование вопроса.

Антирелигиозные музеи Советского Союза стали первыми, кто стал собирать культовые предметы и использовать их с целью враждебной критики как религиозных институций, так и самой религии. Это стало возможным благодаря развитию новых методов музееведения в 1920-30-х гг., которые включали достаточно новые экспозиционные и информационно-пропагандистские приемы. Эти приемы предопределили многие направления музейной деятельности, которыми мы и сегодня гордимся.

Т.о. советские антирелигиозные музеи являются предметом большого интереса музееведов и культурологов. Цель данного доклада – выяснить какие исследования проводятся или возможны в антирелигиозных музеях современной России.


Дата публикации: 23.11.2010
Страницы: 123

190000 Санкт-Петербург, Почтамтская ул., 14/5

(812) 315-30-80