Уважаемые посетители! Просим обратить внимание, что с 3 октября и до окончания работ по ремонту лифтового оборудования вход для посетителей на инвалидных колясках доступен только на 1 этаж музея. Приносим извинения за временные неудобства!
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

  • RU
Выставка

Выставка «От Пегаса до Ал-Бурака. Лошадь в религиях и преданиях»

Музей истории религии открыл один из самых масштабных проектов года — выставку «От Пегаса до Ал-Бурака», посвященную лошадям в религиях, мифах и легендах.

«Лошадь играла огромную роль в жизни человека, начиная с момента ее одомашнивания, то есть с раннего бронзового века. Наши предки, еще не научившись писать, уже рисовали на стенах пещер скачущие табуны, создавали огромные изображения лошадей, видимые из космоса, примером которых может служить уффингтонская белая лошадь в Великобритании (геоглиф, вырезанный в меловой породе в I тыс. до н.э.)» — рассказывает один из авторов выставки, старший научный сотрудник Елена Николаева.

Культ коня практически сразу приобрел дуалистический характер, в котором просматривались героическая солярная и погребальная хтоническая сущности. Конь как символ заходящего и восходящего солнца, смерти и воскресения солнечного божества, сопровождал героя в его странствиях по миру земному и потустороннему. По археологическим данным конь (наряду с собакой) был главным жертвенным животным на похоронах, проводником на «тот свет».

Конь — спутник бога или героя — становится постоянным мотивом эпоса и сказки. Причем изначально это не всадник на коне, а герой, управляющий колесницей, поскольку стремена были изобретены гораздо позднее. Во многих культурах колесница несет по небу солнце или солнечное божество, становится грозным и страшным символом мощи и неотвратимости божественной воли.

Образ лошади широко представлен не только в мифологии и обрядовой жизни, но и в изобразительном искусстве. Сложно вспомнить какой-либо предмет народов самых разных стран, который бы не украшался изображением лошади. Кони скачут по полотенцам и одежде, деталям домов и утвари, оружию и украшениям, монетам и знаменам.

В экспозицию вошло более 150 экспонатов. Это буддийские танки, фрагменты античных рельефов, монеты, произведения западноевропейской живописи и графики, в том числе знаменитые графические иллюстрация Бернара Пикара и Антонио Темпеста к «Метаморфозам» Овидия, китайские благопожелательные лубки, православные иконы. Среди необычных экспонатов внимание посетителей привлекут монгольский музыкальный инструмент Морин Хуур, посох воровского союза йо-доммоло из Мали, вотив «Лошадь» из Баварии, эскиз к неосуществленной росписи Виктора Васнецова «Всадники Апокалипсиса» и многое другое.

Невозможно рассказать о всех мифологических и религиозных аспектах образа лошади, настолько бесконечно их разнообразие. На выставке мы расскажем истории, которые открывают памятники из нашего собрания. Это мифы о древнегреческом коне Пегасе и полулюдях-полуконях кентаврах; единорогах, образы которых можно найти в традициях разных стран от Индии до Персии; восьминогом коне Одина Слейпнире; христианском мученике Христофоре, которого зачастую в поздних памятниках русской иконописи изображают с головой, похожей на лошадиную; конях ветра и конях-удачи в буддизме.

Мы приглашаем совершить путешествие в удивительный мир, где лошадь сопровождала богов и героев, обожествлялась, защищала от темных сил, приносила удачу, соединяла человека с иными мирами и повергала в священный трепет.

Приобрести билет онлайн

Билет на экскурсию по расписанию уже включает входной билет в Музей. На сайте музея также доступны билеты по Пушкинской карте.


qr-code ГМИР. Оценка качества услуг учреждений культуры

Чтобы оценить условия предоставления услуг, используйте QR-код
или перейдите по ссылке: https://bus.gov.ru/rate/451622