Выставка знакомит с верованиями народов, населяющих Прибайкалье и Забайкалье – шаманизмом и буддизмом. Атрибуты и одеяния шаманов и буддийских лам, буддийские танки и мандалы, обереги и фигурки духов-покровителей, изображения священных мест и ксилографические доски на тибетском языке, исторические фотографии и работы современных художников – всего более 200 экспонатов – представят яркую картину религиозной жизни бурят, самого многочисленного народа этого региона.
Перед посетителями предстанут образы Белого Старца (Саган Убугуна) и Духа Байкала, Черного шамана и Белой Тары, гневной Лхамо и защитника буддийского учения Джамсарана и многих других. К числу уникальных экспонатов относится головной убор шамана «корона майхабши» (XIX в.), изображение Екатерины II в образе Белой Тары (нач. ХХ века), статуэтка бодхисаттвы Манджушри, преподнесенная ламами будущему императору Николаю II в ходе путешествия на Восток в 1891 году, маска бога смерти Ямы (Бурятия, XIX в.).
Директор музея Екатерина Терюкова отмечает: «Наша выставка состоит из двух разделов. Первый рассказывает об архаическом пласте бурятской культуры: почитании природных объектов – гор и священных источников, культе онгонов (изображений духов и божеств), гадательных практиках, героях народного эпоса и фольклора, а также о шаманизме как комплексе анимистических верований и связанных с ними ритуальных практик. Второй раздел посвящен проникновению в Бурятию в XVIII в. учения Будды, строительству первых монастырей – дацанов, переосмыслению архаичных образов и ритуалов в духе буддизма, религиозной политике царского правительства в регионе».
Байкал – самое глубокое пресноводное озеро в мире. С древних времен народы, живущие на его берегах, считали Байкал священным, и вместе с ним почитали иные силы природы – небо, землю, духов гор, тайги, водоемов и источников. Наряду с силами природы вплоть до наших дней сохраняется почитание духов предков, духов-покровителей домашнего очага, скота и др. Важное место в ритуальной практике играют шаманы – посредники между миром духов и людей.
Буддизм приходит в Бурятию из Тибета и Монголии. Его рецепция заняла несколько веков. В середине XVIII века он окончательно утвердился на восточном берегу Байкала, где в 1741 г. был основан ставший центром буддизма в Забайкалье Гусиноозерский дацан. А на западном стал укрепляться лишь на рубеже XIX-ХХ вв. благодаря усилиям известного деятеля тибетского и бурятского буддизма Агвана Доржиева (1853/54-1938).
Буддизм отменил жертвоприношения животных, перенес акцент на милосердие и сострадание ко всем живым существам. С его появлением получила развитие культовая архитектура и изобразительное искусство, стала распространяться грамотность. Несмотря на то, что ламы боролись с шаманизмом, в народе сохранялись и те, и другие верования. В немалой степени этому способствовало то, что в тибето-монгольском буддизме было много архаичных образов и ритуалов, которые сближали его с шаманскими экстатическими практиками.
Вопрос о соотношении различных форм верований в национальном сознании бурят является предметом научных дискуссий. В настоящее время интерес к своему древнему прошлому среди бурят усиливается, идет процесс возрождения как буддизма, так и шаманизма. То, как они будут взаимодействовать между собой, покажет дальнейший ход истории.
Выставка проходит в Атриуме (5 этаж). Посещение выставки — по общему входному билету в музей.
Возрастное ограничение 12+.