Выставка посвящена личности и периоду правления российского императора Александра III. Несмотря на то, что с именем монарха обычно ассоциируют стремление к сохранению незыблемости российского самодержавия и ряд консервативных реформ, выставка делает акцент на экономических и культурных достижениях эпохи Александра III, любви императора к русской истории и традициям.
«Цель нашей выставки – расширить представление о 13-летнем правлении Александра III: показать его вклад в церковную жизнь, народное образование, в развитие благотворительности и художественной жизни страны», – отмечает куратор выставки, старший научный сотрудник Владимир Безродин.
Картины, литографии и иконы, исторические фотографии, медали, предметы декоративно-прикладного искусства, письма и листовки, сувениры паломников, церковные облачения и военные знамена – всего более 120 экспонатов – иллюстрируют основные вехи правления императора, получившего имя «Миротворец».
В центре внимания посетителей окажутся следующие события: гибель Александра II и венчание на царство нового императора; открытие Храма Христа Спасителя; преобразования в духовной сфере и расцвет благотворительности; крушение поезда и спасение царской семьи в 1888 г.; чудесное прославление иконы «Всех Скорбящих Радость (с грошиками)»; кончина Александра III.
1 ноября (20 октября) 2024 года исполняется 130 лет со дня кончины императора Александра III. Став наследником престола по воле случая, Александр Александрович воспринял это как тяжелую и ответственную работу. Современники отмечали психологию Александра III как «хозяина большого поместья, единолично им владеющего и единолично же за всё ответственного». В браке с датской принцессой Марией Софией Фредерикой Дагмар (в православии Марией Феодоровной) Александр III проявил себя образцовым супругом и отцом.
С самого начала правления политика Александра III отличалась консерватизмом и нетерпимостью к проявлениям революционного движения. За 13 лет царствования состоялась только одна попытка покушения на Александра III в 1887 году, в результате которой был казнён Александр Ульянов, старший брат В. И. Ульянова. На выбор Александром III стратегического пути развития России повлиял обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев – автор Манифеста о незыблемости самодержавия от 29 апреля 1881 года.
Внутренняя политика Александра III характеризовалась отходом от либеральных реформ его отца. Важная особенность эпохи – создание благоприятных условий для бурного экономического роста страны и улучшение жизни граждан.
Император был ярким патриотом, слыл русофилом и сам периодически это подчеркивал. В международных отношениях он проявил себя осторожным политиком, разрешая все противоречия дипломатическим путём. За годы его правления Россия не вела войн, исключая незначительные приграничные конфликты.
В молодости Александр III обучался рисованию и на всю жизнь сохранил любовь к искусству. Собранная им обширная коллекция картин, графики, предметов декоративно-прикладного искусства, скульптур после его смерти была передана в учрежденный Николаем II Русский музей.
В царствование Александра III получила развитие благотворительность – традиционное занятие женщин царского семейства. Старейшим благотворительным учреждением было Ведомство учреждений императрицы Марии. Императрица Мария Федоровна, встав во главе Ведомства в 1880 г., особое внимание обратила на беспризорных детей и сирот, во многих городах были открыты детские приюты.
Выставка проходит в зале №2 (1 этаж). Посещение выставки — по общему входному билету в музей. Вы также можете приобрести отдельный билет на посещение только этой выставки в кассе музея (стоимость 100 р., без льгот).
Возрастное ограничение 6+.