Уважаемые посетители! Просим обратить внимание, что Музей закрыт для посещения 9 мая 2024 года!
Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

  • RU
Выставка

Путь суфия

Выставка посвящена суфизму – мистическо-аскетическому направлению ислама. Шамаилы, гравюры, рукописи, ритуальные предметы, редкие архивные фото дервишей – всего около 100 экспонатов – представляют историю суфизма и раскрывают основные идеи его учения.

На выставке представлены предметы из Центральной Азии и Ближнего Востока, наделенные, по мнению суфиев, особой силой – секиры-теберзины, посохи из полированных корней или ветвей необычной формы, булавы с навершиями в виде голов дэвов. Уникальный экспонат – расписная рубаха суфийского наставника, покрытая кораническими цитатами и молитвенными формулами.

"Среди самых интересных экспонатов также можно отметить суфийские амулеты и обереги, сосуды из тыквы для сбора пропитания, кашкули (чаши) из скорлупы кокосового ореха, миниатюру "Пляшущие дервиши" (Индия, нач. XVII в.), облицовочный кирпич из мечети Ходжа Ахрар в Ташкенте (XVIII в.), акварель венецианского художника Раффаэле Майнеллы" – рассказала куратор выставки, кандидат философских наук Ирина Османова.

Термин «суфизм» происходит от арабского суф – "шерсть", так как грубое шерстяное одеяние считалось атрибутом дервиша. Суфии сознательно отрешаются от мирского и предаются аскетическому подвижничеству. Считается, что их практики восходят к постам и периодам самоотречения, которые были присущи жизни пророка Мухаммада. В первые века ислама эти духовные практики постепенно трансформировались в сложную мистико-философскую традицию средневекового суфизма. В настоящее время суфизм продолжает играть важную религиозную роль в жизни исламских государств.

Центральная идея суфизма – любовь к Богу и единение с ним, полное погружение в божественное и "самоуничтожение" в Боге. Путь любви к Богу или восхождения к Абсолюту предполагает три ступени: шари‘а-тарика-хакика (закон/путь/истина). На первой ступени находятся простые верующие, на второй ступени – суфии, на третьей – "избранники божьи", святые. Путь духовного совершенствования лежал через полное подчинение ученика (мюрида) учителю-наставнику (муршиду) и выполнение его указаний.

Особую роль в ритуальной практике некоторых суфийских братств играли музыка и танцы, которые помогали входить в особое экстатическое состояние, а также магия чисел, слов, цвета, запахов, заклинаний и заговоров. Широко были распространены амулеты-обереги с вложениями в виде молитв и текстов из Корана, обладающие охранительной и магической силой. Основными атрибутами дервишей-суфиев были посох, чаши для сбора подаяний, теберзин (секира), булава, рог и молитвенные четки. Эти подлинные предметы, представленные на выставке, несомненно, привлекут внимание посетителей, как и элементы облачения суфиев (халат, рубаха, головной убор).

В XII–XIV веках в рамках суфизма образовалось несколько религиозно-философских школ – тарикатов (араб. тарикат – путь; также их называют братствами или орденами). Всего сформировалось 12 основных тарикатов. В России история суфизма связана с накшбандийским орденом (XIV в.) и братством кадирийа (XII в.). Суфийская обрядность – культ шейхов, почитание святых, совершение паломничеств, совместные поминания Бога, коллективные молитвы, магические и лечебные практики стали частью жизненного уклада некоторых народов Башкортостана, Северного Кавказа (преимущественно ингушей и чеченцев) и других регионов России.

На протяжении всей своей истории суфизм вдохновлял своих приверженцев, оказывал влияние на развитие мусульманской эстетики, этики, литературы и искусства. Странствующие суфийские проповедники несли ислам в удаленные уголки немусульманского мира. Духовная суфийская традиция как неотъемлемая часть ислама восприняла и адаптировала элементы немусульманских традиций, верований и практик.

Ближайшие экскурсии


qr-code ГМИР. Оценка качества услуг учреждений культуры

Чтобы оценить условия предоставления услуг, используйте QR-код
или перейдите по ссылке: https://bus.gov.ru/rate/451622