В Государственном музее истории религии впервые за десять лет открылась выставка произведений Виктора Михайловича Васнецова – одного из самых известных русских художников конца XIX – начала XX вв.
«Революционер» в создании нового стиля русской религиозной живописи: так бы я описала тот огромный шаг, который в лице Васнецова проделало русское монументальное искусство» – рассказывает автор выставки, хранитель фонда «Православие. Изобразительное искусство» Ольга Александровна Коробко.
«Васнецов порвал с традицией академической исторической картины, украшавшей стены храмов, и создал свой монументально-символический стиль церковных росписей, а его историческая живопись, исполненная эпической мощи, ушла от бытового историзма русских мастеров второй половины XIX в. Васнецов основательно и глубоко вел поиски национально-исторической самобытности в искусстве и архитектуре», – продолжает искусствовед.
Выставка призвана представить современному зрителю уникальность и масштаб творчества Виктора Васнецова, показать его влияние на русскую культуру на примере произведений художника, хранящихся в Музее истории религии. Таковых немногим более десяти. Основу выставки составляют четыре грандиозных произведения Васнецова, созданные им для церкви св. Георгия Победоносца в поселке Гусь Мальцовский Владимирской губернии (с 1926 г. – город Гусь Хрустальный). Это картины «Голгофа», «Сошествие во ад», окончательные эскизы для мозаик «Евхаристия» и «О Тебе радуется».
Творчество Васнецова в области церковной живописи вызвало появление целой плеяды последователей. Работам крупнейших из них – Михаила Васильевича Нестерова и Ивана Сидоровича Ижакевича – посвящен второй раздел выставки. Посетители увидят два оригинала для мозаик северного киота храма Воскресения Христова (Спаса на крови) работы Михаила Нестерова: св. Александр Невский и Воскресение Христа, а также последнюю известную церковную работу Нестерова, написанный на иконной доске еще один вариант сюжета «Воскресение Христа». Почти десять хромолитографических работ Ивана Ижакевича с образами св. Параскевы Пятницы, св. Варвары, Богоматери и младенца, Христа Вседержителя и др. будут экспонироваться впервые.
Произведения Васнецова пользовались огромной популярностью в конце XIX – начале XX вв. и многократно воспроизводились, чему способствовало развитие способов фотомеханического репродуцирования. Репродукции становились образцами для написания икон, росписи пасхальных яиц, для обучения молодых иконописцев и художников. Этой теме посвящен третий раздел выставки, где работы известных столичных мастеров В. Гурьянова А. Вашурова, Н. Емельянова и учеников иконописных школ показывают многообразие влияния творчества Васнецова на русскую иконопись начала ХХ в.
Имя Виктора Михайловича Васнецова у широкого зрителя сегодня ассоциируется главным образом с картинами на темы русских народных сказок и былинного эпоса: «Три богатыря», «Витязь на распутье», «Аленушка», «Иван-царевич на сером волке». Однако до революции не менее известны были его работы в области религиозной живописи.
Васнецов принимал участие в росписях Владимирского собора в Киеве (1885-1896), выполнил эскизы мозаик для церкви св. Марии Магдалины в Дармштадте (1897-1903) и храма Воскресения Христова в Санкт-Петербурге (1893-1907), создал росписи и эскизы мозаик Александро-Невского собора в Варшаве (1894-1912), иконы в иконостас собора св. Александра Невского в Софии (заложен в 1882; освящен в 1924), участвовал в художественном оформлении церкви св. Георгия Победоносца в поселке Гусь Владимирской губернии и др.
На выставке будут представлены: эскиз неосуществленной росписи плафона центрального нефа «Всадники Апокалипсиса», выполненный для Владимирского собора, живописный образ святителя Алексия, митрополита Московского. Одним из центральных экспонатов станет деревянный Крест-распятие – последняя работа живописца, законченная им за несколько дней до смерти. Дополнят выставку неожиданные и редко тиражируемые работы художника – меню императорских обедов и ужинов, выполненные по его рисункам, а также ряд графических работ.
Выставка продлится до 17 марта 2024 года.