В разделе постоянной экспозиции «Ислам» музея открыта выставка, посвященная особо почитаемому 10-му дню месяца мухаррам по мусульманскому календарю, известному у шиитов как день траура. В этот день происходит поминовение и оплакивание павших за веру шиитских мучеников – имама Али и его сыновей Хасана и Хусайна. Траур длится на протяжении первых десяти дней месяца мухаррам, а на день Ашуры приходится его кульминация.
Вплоть до наших дней в регионах с шиитским населением (Иран, Бахрейн, Ирак, а также Азербайджан) дни Ашуры ознаменованы уличными процессиями (дасте) и представлениями (та‘зийа), в ходе которых на специально устроенных помостах разыгрываются сцены трагической борьбы и гибели Хусайна. Непременными атрибутами многолюдных процессий, выплескивающихся на улицы по вечерам, являются светящийся тенур (печь), куда, по преданию, была спрятана голова Хусайна, и зажженные свечи, черные одежды и громкие рыдания участников, мерные звуки их твердых ударов руками в грудь и ритуальными цепями (занджил) по спине, проникновенная, срывающаяся на плач, рецитация историй о гибели святых воинов-мучеников и мелодичные возгласы: «Шах, Хусайн! Вах, Хусайн!» (отсюда дореволюционное название Ашуры в русскоязычной литературе «шахсей-вахсей»).
Также в траурных процессиях используются особые ритуальные штандарты – ‘аламы (буквально с арабского – «символ»), состоящие из вертикального металлического древка и поперечных осей, к которым крепятся элементы, отсылающие к теме войны (мечи, щиты, шлемы) и райского блаженства (птицы и животные), как награды для святых мучеников. По бокам от ‘аламов несут ритуальные треугольные знамена (бейраг). Обычно они черного цвета и покрыты арабографичными благочестивыми формулами. Древко знамени имеет навершие. Наиболее распространенной его формой является раскрытая ладонь или хамсе (в переводе с арабо-персидского – «пятерня»).
Существует много толкований этого знака. Согласно одной из наиболее популярных версий, хамсе символизирует «семью пророка», а именно пятерых ее членов, особо чтимых в шиитском направлении ислама: пророка Мухаммада, его двоюродного брата и зятя ‘Али, его дочерь Фатиму, внуков Хасана и Хусайна. По другой версии, хамсе укрепляется на знаменах в память об отрубленных руках Аббаса, сводного брата Хусайна, который был знаменосцем и также погиб при Кербеле. Несмотря на то, что хамсе часто считается эмблемой шиитского ислама, этот знак получил распространение во всем мусульманском мире.
На выставке представлены навершия в форме хамсе конца XIX – начала XX вв., траурное знамя мухаррама с надписью на арабском языке «О, Абу ал-Фадл ал-‘Аббас!», а также сборник религиозно-богословских суждений на арабском и турецком языках 1756 г. и иракский шамаил со славословием ‘Али, Фатиме и их сыновьям Хасану и Хусайну. Дополнит выставку изображение первого шиитского имама Али.
Выставка работает до 1 ноября 2022 года.