Выставка посвящена истории и символизму карт Таро. Она знакомит с происхождением карт, раскрывает значения основных арканов, а также рассказывает, какие философские и эзотерические учения прибегали к Таро для иллюстрации своих тезисов.
В настоящее время существует множество колод Таро, образная система которых восходит к самым разным традициям – религиозным, фольклорным, художественным. На выставке представлены карты второй половины XIX– середины XX века из собрания музея, многие из которых экспонируются впервые. Среди самых ярких – карты старших арканов Таро, связанные с деятельностью Ордена мартинистов в Петрограде в 1920-х годах, Карты Таро Эттейлы (Париж, 1880-е годы), Таро Тота Алистера Кроули и другие. Интересны работы современного художника С. Кондрашкина, который предлагает свое понимание образов Императора и Императрицы, Колеса фортуны, Дьявола. Представлены книги начала XX века, посвященные толкованию Таро с астрологической, каббалистической, магической точек зрения (Книга Папюса, «Священная книга Тота» В. Шмакова).
Что такое карты Таро и где они появились? Одни считают их родиной Китай, другие утверждают, что они ведут начало из Древнего Египта, а изображения на картах созданы на основе рисунков Книги Мертвых. В Западной Европе Таро появились в XIV веке благодаря купеческим караванам, которые вели торговлю с арабскими странами.
Таро (итал. – Tarocci) состоит из 78 карт. Из них – 56 малых арканов (от лат. – «тайна»),которые делятся на четыре масти: жезлы, чаши, мечи, пентакли. 22 карты находятся вне мастей, их называют старшими арканами: Маг, Жрица, Императрица, Император, Иерофант, Искушение, Колесница, Справедливость, Отшельник, Колесо фортуны, Сила, Повешенный, Смерть, Умеренность, Дьявол, Башня, Звезды, Луна, Солнце, Суд, Мир, Дурак.
Со второй половины XVIII века к картам обратились эзотерики разных школ и направлений. Они использовали Таро для иллюстрации своих учений и стали создавать собственные колоды, дополняя традиционные изображения новыми символами. Одним из них был член французской масонской ложи Антуан Кур де Жебелен (1719–1784), приверженец версии египетского происхождения Таро. С этого момента происходит новое рождение карт Таро.
Через несколько лет появилась колода Эттейлы (Жан-Батист Альетт, 1738-1791), которую сопровождала книга «Как развлечь себя колодой карт Таро». Он изменил изображения, переименовал некоторые карты Старших арканов, усилив связь с историей о сотворении мира, дополнил их знаками зодиака и названиями первоэлементов – воды, воздуха, огня, земли.
В 1850 году вышла в свет книга «Учение и ритуал высшей магии», автор которой Элифас Леви связал Таро и учение Каббалы, установив соответствие между буквами еврейского алфавита и Старшими арканами.
Использование карт для постижения тайн бытия через философское и символическое толкование – одна из граней Таро. Другая сторона связана с извечным стремлением человека заглянуть в будущее, узнать свою судьбу с помощью гадания. Классической для гадания считается колода Уэйта, которая появилась в конце XIX в. На выставке представлено несколько вариантов этой колоды, созданных современными художниками.
Музей выражает благодарность писательнице, переводчику, тарологу Виолетте Мининой, предоставившей для экспонирования на выставке свою коллекцию колод Таро.