Выставка посвящена понятию греха в авраамических религиях — иудаизме, христианстве и исламе. Выставка знакомит с рассказом о грехопадении, раскрывает понятия искушения, воздаяния и Страшного суда, а также рассказывает, какие пути искупления совершенных грехов предлагают эти религии.
Представлено около 90 экспонатов: живопись и графика, гравюры и шамаилы, амулеты и обереги, вериги аскетов и плети для самобичевания и даже подлинная индульгенция XIX в. Наряду с широкой палитрой людских грехов, посетители выставки смогут познакомиться с удивительными примерами духовного преображения, когда самые закоренелые грешники смогли достичь высот святости.
Среди персонажей выставки — библейские Адам и Ева, Каин и Авель, царь Давид, пророки Моисей и Иона, апостол Петр и Мария Магдалина, а также многочисленные святые, прославившиеся своей борьбой с искушениями и грехом.
Экспозиция открывается копией с фрески Микеланджело «Грехопадение и изгнание из Рая» из Сикстинской капеллы и другими произведениями изобразительного искусства, представляющими сцену изгнания первых людей из Рая за нарушение божественного запрета вкушать плоды с Древа познания добра и зла. Об этом судьбоносном событии в истории человечества повествуют Библия и Коран — священные книги иудеев, христиан и мусульман.
Священные Писания объясняют появление греха вмешательством Сатаны или Иблиса. В иудейской традиции Сатана — один из ангелов, который подстрекает человека к сопротивлению Богу. Христианский Сатана, он же Дьявол — низвергнутый за гордыню в ад падший ангел, «лжец и отец лжи», «князь мира сего», враг рода человеческого, ведущий борьбу за бессмертные души грешников. Его образ запечатлен на представленных на выставке гравюрах «Михаил и ангелы его воевали против дракона» (Д. Фоло), «Вавилонская блудница» (А. Дюрер). Иблис у мусульман — некогда приближенный к Аллаху, но низвергнутый с небес джинн, который вместе с последовавшими за ним шайтанами совращает людей вплоть до наступления Судного Дня.
Неизменным спутником греха является искушение. Как библейские тексты, так и жизнеописания святых пестрят рассказами о дьявольских искушениях и победах над ними во славу Божию. Тему противостояния собюлазну на выставке иллюстрируют полотно «Искушения святого Антония» XVIII в., гравюра «Святой Иов», монашеские вериги и многое другое.
Во всех авраамических религиях наряду с темой греха присутствует учение об искуплении. Загладить совершенные проступки в иудаизме возможно через очищение и жертвоприношения, некогда совершавшиеся в Скинии, а затем в Иерусалимском Храме. В христианстве путь искупления проходит через таинство исповеди, в ходе которой грешник раскаивается в совершенных грехах. Ислам предписывает совершать таубу — покаяние с твердым намерением впредь воздерживаться от греха. Живописные полотна, изображающие раскаяние апостола Петра, самобичевание св. Иеронима, житие св. Марии Египетской, акварель «Козел отпущения», суфиский шамаил «Плач о грехах...» и другие экспонаты иллюстрируют тему избавления от скверны и возвращения к Богу.
Последний раздел выставки посвящен учению о Страшном суде и посмертной участи человека.