В 2024 году исполнилось 555 лет со дня рождения основателя сикхизма — гуру Нанака. К этой дате в разделе постоянной экспозиции «Религии Востока: индуизм» открылась мини-выставка, посвященная сикхизму и его учителям.
Сикхизм — одна из национальных религий Индии, которая сложилась в XV в. Ее название происходит от санскритского слова «шишья» (ученик). Сикхизм возник в результате синтеза идей индуизма и ислама, вобрав в себя черты средневекового североиндийского бхакти — учения о беззаветной любви к Богу, и суфизма — мистико-аскетического направления в исламе.
Самые главные сикхские праздники — это торжества по поводу рождения или смерти одного из десяти гуру. В октябре-ноябре отмечается Гуру Нанак Джаянти. Это фестиваль в честь основателя религии гуру Нанака.
Гуру Нанак (1469 –1539) утверждал, что существует только один Бог, проповедовал отказ от обрядности существующих религий, социальное и кастовое равенство, духовное самосовершенствование, а также активное участие учеников-сикхов в мирской жизни. Членами общины становились выходцы из высших каст, неприкасаемые, мусульмане, в основном представители торгово-ремесленных слоев и крестьян-джатов. Соблюдалось беспрекословное повиновение власти учителя (гуру).
Нанак, в отличие от индусских аскетов и мусульманских святых, не искал тишины и уединения и не призывал к аскетизму, а провозглашал достойным образом жизни труд и взаимопомощь. Обязательными для сикхов были утренние и вечерние собрания (сангаты), на которых произносились проповеди, пелись гимны и читались религиозные стихи. Устраивалась также общая трапеза, за которой собирались все желающие вне зависимости от касты, возраста, пола и религиозной принадлежности.
Все сикхские гуру жили в обществе, вели обычный семейный образ жизни и заботились о духовном развитии своих учеников. Центром религиозной жизни были молельные дома-гурдвары («Врата Гуру»). В них находилась главная святыня сикхов — священная книга «Ади Грантх». Гурдвары строились чаще всего в местах, связанных с именами и деятельностью сикхских гуру.
Первоначально последователи сикхизма исповедовали принцип ненасилия. Постепенно, в связи с гонениями и ради сохранения себя и своей религии, мирная религиозная община преобразовалась в военную организацию (хальсу), каждый член которой к своему имени добавил «сингх» (лев) или «куар» (львица). Сикхи обрели тот воинственный дух, который в дальнейшем стал с ними ассоциироваться.
Позднее появились атрибуты сикхизма — «Пять "к"»: нестриженные волосы, спрятанные под тюрбан (кеш); гребень, поддерживающий волосы (кангха); стальной браслет (кара); короткие штаны (качх); меч или кинжал, спрятанный под одеждой (кирпан).
На выставке представлены предметы из коллекций ГМИР и индолога-этнографа Ксении Вячеславовны Лемешкиной.
Это атрибуты сикхов: стальной браслет, крючок для создания складок на тюрбане; изображения гуру Нанака и других учителей; сикхские амулеты и символы, домашний алтарь, курильницы и светильники. Особенно интересны яркие пхулькари дупатта — традиционные пенджабские шали, изготовленные из шелка с цветочной вышивкой шерстяными нитками.
Выставка проходит в зале постоянной экспозиции «Религии Восток: индуизм». Посещение выставки — по входному билету в музей. Возрастное ограничение 6+
Выставка открыта до 2 июня 2025 года