Выставка посвящена нравоучительным картинкам – особому жанру русского религиозного лубка XVIII–ХХ веков.
Назначение нравоучительной картинки – заставить верующего задуматься о своем несовершенстве и обратиться к покаянию. Пороки и добродетели, преодоление искушений и соблазнов, бренность земной жизни и выбор верного пути – вот основные темы назидательного лубка, которые будут представлены на выставке.
Грешники в геене огненной, скупцы, чахнущие над золотом, пьяницы в лапах сатаны, непорочные девы, блудницы верхом на змие и другие персонажи предстают на нравоучительных картинках, тематика которых отражена в их названиях: «Лабиринт духовный», «Суета сует», «Последствия пьянства», «Зависть или несытость», «Ложь», «Милостивый и немилостивый» и т. п. Посетители увидят около 60 изображений конца XVIII – начала ХХ вв., многие из которых экспонируются впервые.
Назидательная картинка – важная часть русского религиозного лубка. Такие листы пользовались широким спросом, они украшали стены жилищ крестьян, мелкого чиновничества, городской прислуги, ремесленников, покои духовенства, а в XVIII веке – и провинциального дворянства.
Литературной основой назидательных листов служила древнерусская учительная литература: разнообразные сборники, «Слова» и «Беседы» отцов Церкви, жития святых, собрания изречений, притчи и их толкования, а также повести и духовные стихи. В конце XVIII–XIX вв. в литературный арсенал лубка вошли произведения русских поэтов. Нравоучительный лубок предполагал подробное рассматривание, вдумчивое прочтение многочисленных подписей.
В художественном плане назидательная картинка использовала весь арсенал древнерусского искусства – книжной миниатюры, иконописи, церковной росписи, а также немало позаимствовала из западноевропейской гравюры. Благодаря западным образцам «нравоучение в лицах» обогащалось новыми сюжетами, образами, метафорами.
Выставка представит те изменения, которые происходили в назидательной картинке с ходом времени: смену сюжетов, трансформацию художественных решений и символических составляющих. В середине XIX в. издатели начинают учитывать вкусы самых разных социальных слоев, не только деревни, но и городского мещанства. Простые, выразительные, емкие композиции старого лубка уступили место приемам «грамотного» искусства с обилием бытовых деталей. На смену контурной гравюре на металле пришли сначала литография, а затем и хромолитография (многоцветная печать).
При этом, несмотря на разительные перемены, которые произошли в назидательной картинке на протяжении ее истории, она сохранила свои национальные корни, духовные и художественные ценности.
Выставка проходит в зале №3 (-1 этаж). Посещение выставки — по общему входному билету в музей.
Возрастное ограничение 6+