Во входной зоне Государственного музея истории религии начала работу выставка, посвященная праздникам осенне-зимнего периода.
На выставке представлены атрибуты праздников и ритуальные предметы, картины, гравюры и скульптура, утварь, светильники и монеты – всего более 50 экспонатов. Они раскрывают смысл праздников урожая в архаических обществах, индийского праздника Дивали, праздников Суккот и Рош-ха-Шана в иудаизме, праздника Середины осени в Китае, христианских праздников осенне-зимнего периода – Рождество Богородицы, Воздвижение Креста Господня, Покров и других.
Среди самых интересных экспонатов – статуэтка бога Осириса (Древний Египет, VII в. до н.э.), бронзовая статуя Цзонхавы (Китай, XVIII в.), живописное полотно «Осень» (Италия, нач. XVII в.), набор открыток, посвященных еврейским праздникам, головной убор зороастрийца и другие.
В большинстве культур свет воспринимается как нечто положительное, а тьма – как таинственное и пугающее. Но эту тьму можно разогнать – именно поэтому в это время года устраивают праздники, сопровождаемые защитными ритуалами и, зачастую, возжиганием огней для вытеснения темного пространства светом и теплом. Для архаических обществ это был период благодарности духам за урожай и улов, смены образа жизни на более оседлый. Осенью совершались празднества в честь божеств, отвечающих за плодородие земли – Инанны у шумеров и Осириса у египтян.
В Древней Греции на череду осенне-зимних торжеств выпадало множество праздников. Тесмофории устраивали в честь Деметры-Законодательницы, Осхофории были посвящены богу веселья и вина Дионису, а трехдневные апатурии посвящались Зевсу и Афине. Римляне в декабре чествовали бога земледелия и плодородия Сатурна и богиню Ларунду, мать покровителей домашнего очага, семьи и римской общины в целом – ларов.
В иудаизме на осенний период выпадает Суккот (Праздник кущей), Рош-ха-Шана (Новый год), Йом Кипур (День Суда), который наступает через 10 дней после Нового года. Также осенью отмечается «Праздник огней» или «Праздник света» Ханука, когда зажигают восьмисвечники в честь обновления Иерусалимского храма.
В индуизме «Фестивалем Огней» называют праздник Дивали, посвященный богине Лакшми. Он символизирует победу добра над злом, в знак чего зажигают свечи и фонари. В Китае Праздник середины осени посвящен богине луны и лунному (нефритовому) зайцу, а в современном Китае он соединяется с праздником государственным, днем основания КНР.
На осенне-зимний период выпадает множество праздников и в христианстве. Это день Рождества Богородицы, Воздвижение Креста Господня, Покров, Введение во храм Богородицы, и уже в разгар зимы – Рождество Христово и Крещение. С каждым из этих праздников связан ряд церковных и народных традиций, в них всегда присутствует идея движения от тьмы к свету, а последний имеет наименование «праздника Светов». Католики 1 ноября отмечают день всех святых, дата которого восходит к кельтскому празднику Самайн. Кельты верили, что в этот день души умерших возвращаются в свои дома и требуют жертвенной пищи. Католическая церковь связывает с этим праздником поминовение усопших.
В зороастрийском календаре на зимний период выпадает праздник Садех, отмечаемый за 50 дней до Навруза, в этот день сжигают дрова на открытом пространстве в знак прихода весны и борьбы со злом.
Выставка проходит во входной зоне музея. Посещение выставки — по общему входному билету в музей.
Возрастное ограничение 6+.