Что общего между Бабой-ягой, водяным и пограничниками? Как клубок, ларец или конь помогают герою сказки пройти испытание? Что делает волшебные сюжеты такими узнаваемыми, и как читателю понять их глубинный смысл? Ответы на эти и многие другие вопросы можно найти в трудах выдающегося отечественного фольклориста и филолога Владимира Яковлевича Проппа (1895-1970). С 16 января во входной зоне Государственного музея истории религии открывается выставка к 130-летию со дня рождения исследователя.
На выставке представлены труды Проппа, архивные документы и фотографии, иллюстрации к сказкам, предметы декоративно-прикладного искусства, куклы, музыкальные инструменты, козульные печенья – всего около 50 экспонатов. Они иллюстрируют основные научные идеи исследователя: выделение четкой структуры волшебной сказки и функций ее героев, роль обрядов инициации и волшебных атрибутов в сказочных сюжетах, связь сказок с сельскохозяйственным циклом, отличия сказки от героического эпоса.
Среди наиболее интересных экспонатов – письмо Проппа директору Музея истории религии и атеизма В. Д. Бонч-Бруевичу (1954 г.), картина «Первая встреча молодых» (К. В. Лебедев, 1911 г.), офорт «Баба Яга» (Б. П. Забирохин, 1979 г.), богатырский кистень (XIX в.), кобыз со смычком и другие.
Владимир Яковлевич Пропп родился в Санкт-Петербурге в 1895 году в семье обрусевших немцев. В Санкт-Петербургском университете он изучал немецкий фольклор и литературу, а с третьего курса занялся русской филологией. Первой масштабной работой Проппа, опубликованной в 1928 году, стала «Морфология сказки», в которой ученый проанализировал основные элементы сказочных сюжетов. Его структурно-типологический подход получил высокие оценки от ведущих специалистов в области лингвистики и этнографии.
Продолжением исследований стала докторская диссертация Проппа «Исторические корни волшебной сказки» (1939). В ней исследователь обратился к проблеме происхождения сюжетов волшебной сказки, развитие и закрепление которых он связывал с ритуальной составляющей.
Несмотря на все заслуги как исследователя и преподавателя, научный путь Владимира Яковлевича не был легким. После окончания Великой Отечественной войны развернувшаяся борьба с формализмом затронула и Проппа. Профессора изгнали из Академии наук, обвинив в идеализме, антимарксизме, тяге к мистицизму и религиозности идей. Одним из аргументов было отсутствие ссылок на труды Максима Горького, который также занимался изучением фольклора и полагал, что сказочные сюжеты представляют собой мечту «угнетенного человека» о лучшей жизни.
В 1955 году была издана работа Проппа «Русский героический эпос». В ней он исследовал связь между основными мотивам эпических сказаний, отражающих общенародные идеалы и чаяния, и ходом повседневной жизни народа, выступавшего основным создателем и слушателем былин.
Последней из крупных работ Проппа стала книга «Русские аграрные праздники», выпущенная в 1963 году. В 1969 году ученый отказался от преподавания, полностью посвятив себя изучению русской иконописи. Последние труды ученого – «Проблемы комизма и смеха» (1976) и «Русская сказка» (1986) – были опубликованы уже после его смерти.
Четыре фундаментальные работы – «Морфология сказки», «Исторические корни волшебной сказки», «Русский героический эпос» и «Русский аграрный календарь» – собрали в себе результаты многолетних научных изысканий Проппа. Книги Владимира Яковлевича переведены на многие европейские языки, его научные взгляды и открытия до сих пор вызывают интерес как у профессиональных исследователей, так и у обычных читателей.
Выставка проходит во входной зоне музея. Посещение выставки — по общему входному билету в музей.
Возрастное ограничение 6+.