Выставка, раскрывающая значение культа священных реликвий в христианстве, приурочена к 300-летию перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского в Санкт-Петербург. Она рассказывает об истории культа реликвий в первые века христианства, знакомит с самыми известными реликвиями, а также святыми, почитание мощей которых получило широкое распространение.
Живопись и графика, скульптуры, иконы и гравюры, реликварии и облачение – всего более 70 предметов – представляют сюжеты евангельской истории, связанные с реликвиями (Поклонение волхвов, Положение во гроб, Страсти Христовы), рассказывает о появлении образов Спаса Нерукотворного и Туринской плащаницы, о чтимых Церковью предметах, относящихся к деяниям святых.
«Особое место на выставке посвящено почитанию святого благоверного князя Александра Невского, 300-летие со дня перенесения мощей которого отмечается в 2024 году. Хотя музей не располагает в своем собрании подлинными реликвиями, однако экспонаты выставки позволяют обратиться к истории христианской церкви и оживить в памяти события, связанные с обретением значимых для церкви реликвий», – отмечает автор выставки, заведующий отделом Научного проектирования экспозиций и выставок Марина Птиченко.
Почитание реликвий в христианском мире началось еще в начале IV в., когда царица Елена, мать императора Константина, организовала раскопки на Голгофе, в результате которых были обретена реликвии – Животворящий Крест, гвозди и титло «INRI», положив начало собиранию христианских святынь. Эта традиция укрепилась в последующие столетия: были обнаружены останки апостолов Петра и Павла; в Иерусалиме найдено тело святого Стефана, голова Иоанна Крестителя, волосы апостола Иакова и др.
В первые века церковь не ограничивала процесс собирания реликвий, хотя и полагала, что реликвии – не объекты поклонения, а лишь средство для обращения и установления «связи» между верующим и Христом или Богородицей, которые только и могут творить чудеса. Святой Августин (354–430), один из Отцов христианской Церкви, критиковал подобное «собирательство», считая поклонение реликвиям идолопоклонством.
К настоящему времени существует большое количество реликвий, освященных Церковью и хранящихся в различных храмах. Они различаются по степени значимости, в зависимости от того, с каким событием или святым связана та или иная реликвия. Одни из них, особо ценные, имеют отношение к жизни Христа, Девы Марии, апостолов и святых; другие – мемориальные, связаны с памятью тех или иных святых, их личные вещи (книги, предмет одежды). Еще одна группа священных предметов – это те, что первоначально не имели религиозной ценности, но обрели ее через реликвии, например, изображение Христа с Туринской плащаницы, ставшее самостоятельным объектом поклонения.
Для хранения реликвий нередко возводились храмы; они становились центром притяжения верующих. Чем значимее реликвия, тем известнее храм и тем большее число паломников привлекает он в свои стены. Нередко извлечение тел первых святых из погребений сопровождалось и сопровождается исцелениями, чудесами и другими необычными явлениями, что способствует усилению веры в чудодейственную силу реликвий. И, несмотря на то, что почитание реликвий в том или ином виде присутствует также в буддизме и исламе, именно в христианском мире оно получило широкое развитие и стало знаковым явлением не только в эпоху Средневековья и в Новое время, но и в наши дни.
На выставке представлены предметы из собрания Музея истории религии и Музея Санкт-Петербургской Духовной академии.
Выставка проходит в зале №2 (1 этаж). Посещение выставки — по общему входному билету в музей. Вы также можете приобрести отдельный билет на посещение только этой выставки в кассе музея (стоимость 100 р., без льгот).
Возрастное ограничение 6+