Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

  • RU
Выставка

В оттенках черного

до 22 Июля

Выставка произведений знаменитой немецкой художницы Кэте Кольвиц (1867–1945) приурочена к 80-летию со дня ее смерти.

«Кэте Кольвиц — выдающийся график, гениальный скульптор, первая художница, ставшая почетным профессором Прусской академии искусств», – рассказывает  хранитель фонда «Религии Запада. Графика», автор выставки Наталья Суслова.

«Офорты и литографии Кольвиц были приобретены Музеем истории религии еще до его официального открытия. Эти листы заложили основу коллекции современного зарубежного искусства в музее. Первый директор В. Г. Богораз-Тан был чрезвычайно заинтересован в покупке: графика художницы предназначалась для постоянной экспозиции», – продолжает исследователь.

Впервые музей представляет персональную выставку Кольвиц. Она состоит из девяти авторских работ, лично подписанных мастером. Листы были приобретены в 1932 году при помощи ее друга – коммуниста, художника Отто Нагеля. Выставка призвана продемонстрировать современному зрителю социально ориентированную направленность творчества художницы, которая уделяла особое внимание женщинам и детям, их тяжелой судьбе в несправедливом капиталистическом обществе, полном смерти, ненависти, лжи и уродства.

Кэте Кольвиц (урожденная Шмидт) родилась 8 июля 1867 года в Кёнигсберге. В 1885—1890 годах проходила учёбу у Карла Штауффер-Берна в Берлине и Людвига Гертериха в Мюнхене. В 1890 году появились ее первые офорты. В 1892 году Кольвиц была на премьере спектакля «Ткачи» по пьесе Герхарда Гауптмана, которая послужила толчком для создания серии графических работ «Восстание ткачей», впервые показанной на Большой Берлинской художественной выставке в 1898 году. В 1898—1903 годах работала преподавателем в Женском художественном училище в Берлине. В 1902—1908 годах выполнила серию офортов «Крестьянская война». В 1904 году жила в Париже, посещала академию Жюлиана. В 1919 году была избрана членом Прусской академии искусств, получила звание профессора. В 1922—1923 годах Кольвиц создала серию гравюр на дереве «Война». В 1924 году её работы были представлены на «Первой всеобщей выставке немецкого искусства» в Москве. В 1927 году она посетила столицу молодого советского государства. В 1928 году начала преподавать в мастерской графики в Прусской академии искусств. В 1932 г. в Советском Союзе прошла персональная выставка Кэте Кольвиц – сначала в Москве, а потом в Ленинграде. В 1933 году, после прихода к власти национал-социалистов и обвинений в культурбольшевизме, художница была вынуждена покинуть Академию искусств. В 1934—1937 годах создала серию литографий «Смерть». В 1936 году было негласно запрещено выставлять её работы, а в 1937 году была запрещена персональная выставка, приуроченная к 70-летию художницы. В 1944 году переехала в Морицбург по приглашению принца Эрнста Генриха Саксонского. Скончалась художница 22 апреля 1945 года.

Среди девяти авторских работ, представленных на выставке, есть как ранние листы, например, офорт «У церковной стены» (1893 г.), созданный под влиянием творчества выдающегося немецкого художника-символиста Макса Клингера, или литографии из цикла «Восстание ткачей» (1897 г.), так и более поздние работы 1920-х гг., в которых художница призывала оказывать помощь людям, пострадавшим от войн и социальных катастроф – литографии «Немецкие дети голодают!» (1924 г.) и «Хлеба!» (1924 г.).

Дополняют выставку открытки с изображением графических листов Кольвиц, выпущенные в разные годы советскими и немецкими издательствами, а также репродукции портретов художницы.

Впервые за много лет выставка представит зрителю девять авторских работ мастера, приобретенных музеем в 1932 г. (есть основание полагать, что это были первые вещи, которые были специально куплены для коллекции, основу которой составляли предметы, полученные из других музейных собраний). Задача выставки - продемонстрировать социально-революционную направленность творчества художницы, которая уделяла особое внимание женщинам и детям, их тяжелой судьбе в несправедливом капиталистическом обществе, полном смерти, ненависти, лжи и уродства.

В состав выставки входят офорты К. Кольвиц и репродукции в технике литографии с ее работ.

Выставка находится в зале постоянной экспозиции "Протестантизм". Возрастной ценз 12+. Посещение — по входному билету в музей.


qr-code ГМИР. Оценка качества услуг учреждений культуры

Чтобы оценить условия предоставления услуг, используйте QR-код или перейдите по ссылке: https://bus.gov.ru/rate/451622

Опрос

Пройти опрос, посвященный уровню удовлетворенности граждан работой Государственного музея истории религии: https://forms.mkrf.ru/e/2581/YrrHrJbi/