Несколько десятилетий маски радовали посетителей в разделе постоянной экспозиции «Религии Востока: буддизм». После реставрационных работ их можно будет увидеть в том виде, в котором они представали перед участниками и зрителями мистерии Цам в буддийских монастырях.
Работы, которые стартовали в начале 2024 года, планируется закончить в 2025 году. При поступлении в реставрацию маски были тщательно исследованы: при помощи цифрового микроскопа с увеличением в 500 крат, в свете видимой люминесценции под действием УФ-лучей, с использованием бинокулярной лупы. В результате исследований стало возможным предположить, что в процессе бытования маски не раз поновлялись и перекрашивались в монастырях, либо реставрировались в Центральном антирелигиозном музее в Москве, где они находились до его закрытия в 1947 году.
Мистерия Цам (на монгольском) или Чам (на тибетском) – ритуальные танцы, исполнявшиеся буддийскими монахами в Тибете, Непале, Монголии, на севере Индии. На территории России подобные ритуалы проводились в буддийских монастырях Бурятии, Калмыкии и Тывы.
Мистерии посвящались различным буддийским персонажам. Как правило, местом проведения подобных церемоний служили крупные монастыри. В роли исполнителей ритуальных танцев выступали монахи. Каждый персонаж имел узнаваемые атрибуты и специально изготовленное облачение, неотъемлемой частью которого являлись маски. Маски из коллекции Государственного музея истории религии происходят из Бурятии и датируются концом XIX – началом XX веков. Они выполнены в технике папье-маше, расписаны яркими красками, дополнены конским волосом и декоративными элементами из дерева или металла.
В реставрации находятся маски владыки подземного царства Ямы (с головой быка), маска Читипати – духа кладбища, защитника от воровства (в виде черепа), маска Белого старца (Цаган Эбугена) – хранителя местности, а также маски гневных божеств – защитников буддизма – Лхамо и Бегчэ.
В связи с реконструкцией витрины после профилактического осмотра маски были переданы в реставрационную мастерскую, где после исследования состояния сохранности было решено провести комплексную научную реставрацию. Помимо стойких поверхностных загрязнений, в процессе осмотра были выявлены трещины и осыпи грунта и красочного слоя, отслоения основы из папье-маше, утраты ряда декоративных элементов. Лаковое покрытие со временем потемнело и исказило авторскую живопись. Поздние поновительские прописки изменили колорит масок.
На реставрационном совете был принят план работ, включающий проведение исследований, удаление стойких поверхностных загрязнений, укрепление отслоений папье-маше, шелушений и осыпей грунта и красочного слоя, удаление поновительских прописок, восполнение утрат основы и декоративных элементов, а также утоньшение потемневшего неравномерного лакового покрытия, тонирование потертостей и реставрационных восполнений, нанесение защитного слоя лака.
Научный подход в реставрации и консервации музейных предметов предполагает проведение технико-технологических исследований состава материалов, из которых выполнены маски, что позволит со временем собрать более полные сведения о составе основы, грунта, красок и расширить представления о технике изготовления масок буддийской мистерии Цам в регионах Бурятии конца XIX – начала XX веков.