• izi.Travel Аудиоэкскурсии
  • izi.Travel Аудиоэкскурсии

Выставка "В.М. Васнецов и русская икона конца XIX – начала XX веков."

Выставка
«Вдохновитель искателей Древней Руси»
(В.М. Васнецов и русская икона конца XIX – начала XX веков)

25 июля – 3 сентября 

  В Государственном музее истории религии после трехлетнего перерыва открывается выставка одного из самых известных русских художников конца XIX – начала XX вв. Виктора Михайловича Васнецова. Основу выставки составляют четыре грандиозных произведения В.М. Васнецова, созданных им для церкви св. Георгия Победоносца в поселке Гусь Мальцовский Владимирской губернии (с 1926 г. – город Гусь Хрустальный). Это картины «Голгофа», «Сошествие во ад», окончательные эскизы для мозаик «Евхаристия» и «О Тебе радуется». 
Вторая часть выставки – 12 картин, рисунков и икон, написанных последователями художественной манеры Васнецова, повторяющих наиболее популярные композиции художника. Большая часть этих работ экспонируется впервые.

Имя Виктора Михайловича Васнецова у широкого зрителя сегодня ассоциируется главным образом с картинами на темы русских народных сказок и былинного эпоса: «Три богатыря», «Витязь на распутье», «Аленушка», «Иван-царевич на сером волке».
Однако до революции не менее известны были его работы в области религиозной живописи. В.М. Васнецов принимал участие в росписях Владимирского собора в Киеве (1885-1896), выполнил эскизы мозаик для церкви св. Марии Магдалины в Дармштадте (1897-1903) и храма Воскресения Христова в Санкт-Петербурге (Спаса-на-крови) (1893-1907), создал росписи и эскизы мозаик Александро-Невского собора в Варшаве (1894-1912), иконы в иконостас собора св. Александра Невского в Софии (заложен в 1882; освящен в 1924), участвовал в художественном оформлении церкви св. Георгия Победоносца в поселке Гусь Владимирской губернии и др.
 
Религиозная живопись В.М. Васнецова, особенно его работы во Владимирском соборе, пользовались в конце XIX – начале XX вв. огромной популярностью. Его иконы и росписи бесконечно копировали, тиражировали, воспроизводя в разных техниках печатной графики, издавали в виде альбомов фотографий и комплектов открыток. Нередко эти фотографии и открытки использовались в качестве образцов для создания  новых икон и монументальной живописи для строящихся храмах, росписи пасхальных яиц, а также для обучения молодых иконописцев.

В настоящее время в собрании Государственного музея истории религии выявлено почти два десятка памятников, являющихся более или менее точными повторениями работ В.М.Васнецова. Они воспроизводят наиболее известные композиции художника, входившие в состав живописного убранства киевского Владимирского собора, петербургской церкви Спас-на-водах (церкви Христа Спасителя в память Гефсиманского борения и св. Николая Чудотворца), а также отдельные иконы и рисунки, созданные в связи с празднованием 300-летия царствования Дома Романовых и канонизацией патриарха Гермогена в 1913 г.  


Дата публикации: 25.07.2013

190000 Санкт-Петербург, Почтамтская ул., 14/5

(812) 315-30-80