Выставка "Подражая древним образцам. Русское храмовое зодчество и декоративно–прикладное искусство в неовизантийском стиле"
до 1 июля 2021

Выставка посвящена неовизайнтийскому стилю, ставшему чрезвычайно популярным в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве Российской империи во второй половине XIX – начала XX века. На выставке представлено около 70 предметов: напольные светильники, хоругви, лампады, архитектурные детали, иконы и оклады, церковная утварь и эскизы. Большинство предметов было изготовлено для двух храмов в Царском Селе - церкви свв. равноапостольных императора Константина и царицы Елены при Дворцовом госпитале и Федоровского Государева собора.
Неовизантийский (или русско-византийский) стиль – направление в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве в рамках историзма, основанное на интерпретации форм византийского и древнерусского зодчества. Стремящийся к воспроизведению духа и формы стилей прошлого историзм необычайно быстро вошел в моду и захватил умы архитекторов по всей Европе. Широкое международное распространение получили «нео-стили»: необарокко, неоготика, неомавританский и неороманскаий стили, неогрек, и, конечно, неовизантийский стиль.
Первые постройки, выполненные в русско-византийском стиле, начали появляться еще в первой половине XIX века, а его основоположником многие исследователи считают Константина Тона, архитектора Храма Христа Спасителя в Москве. Постепенно неовизантийский стиль распространился на всю империю. Среди его классических образцов можно назвать Никольский морской собор в Кронштадте, Владимирский собор в Киеве, Собор Александра Невского в Тбилиси (Тифлисе), Казанский собор в Оренбурге и многие другие. Русские архитекторы обращаются не только к привычным образцам московской и ярославской архитектуры XVII века, но и к более ранним образцам новгородского и псковского зодчества, к образцам раннего византийского искусства. Этому способствовал и общий подъем интереса к древней архитектуре, иконописи и декоративно-прикладному искусству. Коллекционирование древних икон, расчистка их от записей привела к изменению представлений о русской иконописи. Церковные художники начинали отходить от академизма и работать в новой манере, органично вплетая в новые формы элементы древней традиции. Мощнейшими выразителями нового этапа в развитии церковной живописи стали работы членов неформального «абрамцевского кружка» - Василия Васнецова и Михаила Нестерова. Аналогичные изменения затронули и наиболее консервативную сферу – церковное декоративно-прикладное искусство. Одним из идеологов нового стиля здесь стал Сергей Иванович Вашков, работавший в московской фирме по изготовлению церковной утвари «П.И. Оловянишникова сыновья».
Первый раздел выставки представляет предметы,
выполненные в стиле, навеянном образами базилик первых веков христианства (IV – VI вв.). Элементы,
характерные для раннего периода в развитии христианского искусства – различные
акронимы имени Иисуса Христа, изображения рыб, пальмовых ветвей, якорей и т.д.
– становятся мотивами, использующимися повсеместно при строительстве и
оформлении храмов. Одним из таких храмов стала Пещерная церковь свв. равноапостольных царя Константина и царицы Елены
при Царкосельском Дворцовом госпитале.
Пещерная
церковь появилась в результате перестройки, необходимой для расширения
Госпитальной церкви. Перестройка была поручена архитектору Сильвио Данини,
который представил свой проект в 1909 году. Убранство Пещерной церкви должно
было отсылать к ранним памятникам христианского искусства, к церквям Равенны,
Торчелло и римских катакомб. Эскизы утвари
были заказаны художнику С.И. Вашкову и выполнялись фирмой «П.И. Оловянишникова
сыновья» в Москве, часть утвари отливали в литейной мастерской В.З. Гаврилова в
Санкт-Петербурге, мраморную резьбу для храма исполнили П.Н. Чирков и Н.И. Егоров
по рисункам Данини. На выставке посетители увидят некоторые предметы убранства
церкви: напольные светильники, хоругви, лампады в виде рыб и цветов лилии, литургическую
утварь. Впервые будут экспонироваться
иконы из Пещерной церкви с изображениями св. Варвары, св. царицы Александры и
свв. равноапостольных царя Константина и царицы Елены, написанные в мастерской
Н.С. Емельянова. Для храма, чье
убранство должно было быть выполнено в стиле раннехристианских базилик, золотой
фон икон был выполнен «под мозаику» (в подражание мозаикам Равенны).
Второй раздел выставки представляет «русскую
составляющую» русско-византийского стиля.
Подготовка к празднованию 300-летия династии Романовых привела к тому, что во
многих частях империи, и, в особенности, в столице, сооружаются храмы,
ориентирующиеся на образцы русского искусства XVI
- XVII вв. Одним из таких храмов был Федоровский
Государев собор в Царском селе. Собор был задуман как полковая церковь для
Сводного пехотного полка и Собственного императорского конвоя, он был заложен в
1909 году, в 1912 году освящен, а к 1913 были окончены все строительные работы.
Собор, построенный по проекту архитектора В.А. Покровского, состоял из двух
церквей – Верхнего храма, освященного во имя Федоровской иконы Божией матери, и
Нижнего, Пещерного храма во имя преподобного Серафима Саровского. Над
устройством и убранством Нижнего храма работал помощник Покровского, архитектор
В.Н. Максимов.
В отличие от Верхнего храма, полная отделка которого,
к сожалению, не была завершена к 1917 году, Нижний Пещерный храм был полностью
обустроен. Среди чудом сохранившихся подлинных предметов из убранства храмов, в
первую очередь, стоит назвать украшенную басменным окладом икону «Моление Серафима Саровского на камне» из Нижнего храма, а также двухстороннюю
хоругвь с изображениями Св. Ветхозаветной Троицы и Сергия Радонежского из
бокового придела Верхнего храма. Дополняют
выставку рисунки-эскизы утвари в русском стиле для фабрики Овчинникова.