Выставка «12 предметов в фокусе»

«12 предметов в фокусе» — это выставочный проект нового формата. Проект приурочен к 90-летию Музея и рассказывает о таком малозаметном для посетителей направлении музейной работы как деятельность по пополнению музейного собрания. Именно это направление является одним из основополагающих видов деятельности музеев.

За годы существования музейное собрание увеличилось в 200 раз, и сегодня его численность приближается к отметке в 200 000 единиц хранения. Каждый год оно прирастает новыми экспонатами — памятниками, имеющими культурную, художественную, историческую значимость. Каждый из этих памятников заслуживает отдельного рассказа. Однако в фокус нашего внимания по числу месяцев в году попали лишь 12 предметов или групп предметов. Их объединяет то, что они поступили в музей в последние 5 лет и органично влились в ранее сформированные коллекции. Формы их поступления различны: одни из них являются даром художника или владельца, другие музеем были приобретены, третьи — изъяты на таможне и переданы в музей Управлением Министерства культуры РФ по Северо-Западному Федеральному округу.

Особенность проекта состоит в том, что все представленные в нем предметы не образуют отдельной выставки, а включаются в разделы постоянной экспозиции. Один месяц — одно включение. Таким образом, к январю 2023 г. года наши посетители смогут оценить все разнообразие новых поступлений в собрание музея на примере репрезентативной выборки, подготовленной хранителями и научными сотрудниками. Часть представленных предметов являются произведениями современных художников (например, работы В. Иванова, Д. Марголина, Х. Донгака, В. Абдуллиной), каждый из них на свой лад осмыслят историческое прошлое и духовное наследие различных религиозных традиций. Два предмета связаны с именем святейшего патриарха Кирилла. Другие — являются уникальными памятниками христианской книжной традиции. Не обошли наши хранители своим вниманием и религии Востока. В фокус попали два очень занимательных поступления в коллекцию — китайский музыкальный инструмент пипа и индийские театральные куклы.

Как именно каждый из представленных в проекте предметов связан с историей религии и почему был включен в состав музейного фонда Российской федерации вы узнаете из коротких аудиоинтервью с художниками, дарителями и хранителями музея. Прослушать интервью можно пройдя по ссылке, которая зашифрована в QR-коде рядом с экспонатом. Каждый экспонат проекта отмечен брендированной этикеткой.

Проект открывается включением в раздел постоянной экспозиции «Протестантизм» переданной в дар музею картины В. Н. Иванова с изображением Немецкой реформатской церкви на р. Мойке. Тема Немецкой реформатской церкви получает свое неожиданное развитие в расположенной рядом витрине, где экспонируется комплекс предметов из фондов музея, рассказывающий о миссионерской деятельности протестантов в удаленных уголках мира.

Перейти к разделу выставки ...

На втором этапе мы представляем в раздел постоянной экспозиции «Религии Древнего мира. Представление о душе и загробном мире» графический триптих «Древнеегипетская «Книга Мертвых» современного петербургского художника Дмитрия Марголина. В триптих вошли выполненные в технике офорта произведения «Наказание грешников», «Ночное плавание» и «Психостасия». Триптих создан в 2013–2014 гг. по мотивам «Книги Мертвых» — сборника древнеегипетских заупокойных гимнов и религиозных текстов. Некоторые ученые видят в ней «путеводитель» по загробному миру для души умершего, другие считают, что тексты служат иллюстрацией древнего погребального ритуала.

Перейти к разделу выставки ...

Камнерезное искусство — национальное богатство тувинцев. Автор фигурки «Дракон» — известный резчик по камню Донгак Хеймер-оол Байдосович из Кызыла. Статуэтку подарила Музею директор ГУК «Кемеровский областной музей изобразительных искусств» Лариса Ивановна Мызина в честь 85-летнего юбилея нашего музея в 2017 году.

Перейти к разделу выставки ...

21 мая Императорское Православное Палестинское Общество (ИППО) отмечает свое 140‑летие. Оно было учреждено в 1882 году императором Александром III. В настоящее время отделения Общества есть как в России, так и на Святой Земле. Уставом определены три основных направления деятельности общества: церковно-паломническое, внешнеполитическое и научное. С 14 июня 2007 года его Председателем является Сергей Вадимович Степашин. В рамках празднования 85‑летия музея С. В. Степашин передал в коллекцию в качестве дара комплект памятных знаков, учрежденных уже в наши дни Советом общества: почетный знак памяти Великого князя Сергея Александровича, почетный знак памяти Великой Княгини преподобномученицы Елисаветы Феодоровны, почетный знак памяти Василия Николаевича Хитрово, почетный знак памяти Архимандрита Антония (Капустина), почетный знак памяти Алексея Афанасьевича Дмитриевского и знак почетного члена ИППО «Вифлеемская звезда».

Перейти к разделу выставки ...

Икона с девятнадцатью клеймами и центральным сюжетом «Воскресение — Сошествие во ад» передана в Музей истории религии из семьи Святейшего Патриарха Кирилла (в миру Владимира Михайловича Гундяева). Семья патриарха уже не одно поколение состоит из служителей Русской Православной Церкви. Его дед и отец — Василий и Михаил Гундяевы — были священниками. Протоирей Михаил Гундяев служил в 1951–1960 гг. в Спасо-Преображенском соборе, а последние два года своей жизни (1972–1974) в храме св. Николая Чудотворца на Большой Охте. Сестра патриарха Елена Михайловна Гундяева проректор по культуре Санкт-Петербургской православной духовной академии, заведующая Регентским отделением, декан Факультета церковных искусств СПбДА. Икона, ныне хранящаяся в музее, имеет мемориальную ценность как реликвия семьи патриарха.

Перейти к разделу выставки ...

Осмысление роли и места музыки в китайской религиозно-философской традиции связано с именем Конфуция. В основе конфуцианского учения об обществе лежит представление о социуме, выстроенном по образу Неба — воплощению вселенской мироустрояющей силы. Следование Небу было базовой нормой, в основе которой лежало обращение к установленным правителям древности ритуалам. Считалось, что ритуал поддерживает связь между миром людей и предвечным космическим порядком. Но причем тут музыка? Согласно конфуцианской философии, музыка является деятельным воплощением ритуала, тождественна ему.

Перейти к разделу выставки ...

Книга является наиболее известным трудом нидерландского школьного учителя и писателя Якоба Верхейдена, период активной деятельности которого пришелся на рубеж XVI–XVII веков. В ее основе — пятьдесят гравированных портретов известных европейских религиозных деятелей — противников римско-католической церкви (Ян Гус, Эразм Роттердамский, Мартин Лютер, Филипп Меланхтон, Ульрих Цвингли, Джон Нокс, Жан Кальвин, Филипп ван Марникс, Генрих Буллингер, Теодор Беза и др.) Автор портретов — Генрих Гондиус I (1573–1650), один из крупнейших типографов и издателей в Голландии начала XVII-го века, известный также как художник и гравер. К каждому изображению Якобом Верхейденом был составлен панегирик и поясняющий текст.

Перейти к разделу выставки ...

В верхней части медного диска на арабском языке запечатлена благочестивая формула басмала — бисмиЛлахи ар-Рахмани ар-Рахим — «Во имя Бога Милостивого Милосердного») и имя Аллаха. Вся поверхность диска сверху вниз испещрена 99 «прекрасными именами» или эпитетами Аллаха, известными в арабо-мусульманской традиции как ал-асмаал-хусна.
В Священном Коране сказано: «У Аллаха — самые прекрасные имена. Посему взывайте к Нему посредством их...» (Коран, 7:180). Имена Аллаха предписывается использовать в молитвах, мольбах и любых поминаниях Бога.
Согласно мусульманской традиции тот, кто выучит и познает 99 имён Аллаха, войдёт в рай.

Перейти к разделу выставки ...

Театр плоских кукол характерен для Южной и Юго-Восточной Азии. В штате Керала традиция «толпава кутху» («спектакль кожаных фигур») является частью ритуалов почитания богини Бхадракали (локальной ипостаси Кали, супруги бога Шивы). Представления разворачиваются перед храмами на специально сконструированных сценах «кутху мадам» как часть ежегодного религиозного фестиваля Пурам. Артисты, которыми руководит «пулавар», разыгрывают сцены из тамильской версии индийского эпоса «Рамаяна». «Пулавар» владеет знаниями изготовления кукол, управления ими и музыкальным сопровождением спектаклей, а также является знатоком индийских священных текстов.

Перейти к разделу выставки ...

Саккос — верхнее архиерейское богослужебное облачение. Символизирует простую одежду Христа, а также багряницу — одежду, в которой Христос терпел поругание. Саккос также означает благодать Божию. Изначально такую одежду носили византийские императоры, как награду даровали ее патриархам. На Руси с XIV века митрополиты Московские служили в саккосе в великие праздники — Рождество Христово, Пасху и Троицу; с установлением в России патриаршества (1589) саккос — облачение патриарха и митрополита. Ныне это облачение всех архиереев, от патриарха до епископа. Изображения на саккосе выстроены в соответствии с иконографической программой, которая содержит как обязательные сюжеты (Господние и Богородичные праздники), так и темы, связанные с событиями церковной истории XX–XXI веков: прославление новомучеников, восстановление единства Русской Православной церкви. Саккос передан в дар Музею истории религии от Его Святейшества патриарха Кирилла в 2020 году.

Перейти к разделу выставки ...

На картине представлен типичный вид небольшого французского городка в долине реки Дордонь. В этих местах проходит один из маршрутов паломнического пути из Франции в Сантьяго де Компостела — предполагаемое место захоронение останков апостола Иакова. Сложившаяся в средние века традиция совершать паломничество в Сантьяго-де Компостела, со временем была поддержана авторитетом католической церкви. С конца XV века Сантьяго де Компостела был объявлен третьим великим паломническим центром после Иерусалима и Рима.
В 1998 году «Юнеско» классифицировала паломнический путь Св. Иакова как Всемирное наследие человечества.

Перейти к разделу выставки ...

Вместе с христианством, на Русь были принесены и традиции книгописания так как для богослужения и проповеди требуются различные тексты (литургические догматические, экзегетические, учительные). Книги бывали скромными или изукрашенными, написанными небрежно или тщательно, но всегда были единичными. Иначе говоря, любая рукописная книга уникальна, хотя может и не быть шедевром каллиграфии. С введением книгопечатания создание рукописных книг не прекратилось, потому что считалось душеполезным и богоугодным делом, «молитвенным трудом». Книга Псалтирь представляет собой образец поздней рукописи, выполнена особым «книжным» почерком в соответствии с традициями и правилами оформления рукописной книги (размещение текста на листе, чередование черных и красных строк, нумерация листов и кафизм кириллической цифирью) на качественной, односортной бумаге фабрик, существовавших в районе приобретения рукописи.

Перейти к разделу выставки ...


Дата публикации: 31.01.2022

190000 Санкт-Петербург, Почтамтская ул., 14/5

(812) 315-30-80